Время правления диоклетиана. Диоклетиан: гонитель христиан и любитель капусты

Диоклетиан гонитель христиан

Время правления диоклетиана. Диоклетиан: гонитель христиан и любитель капусты

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан – один из величайших римских императоров (284 – 305 г.г. нашей эры). Правление Диоклетиана предсказала жрица. Ему удалось пробиться с самых низов римского общества на его вершину.

Он разделил империю со своими тремя соратниками, сумев удержать контроль и полноту власти. Он отождествлял себя с божеством и держал в страхе христиан, а закончил жизнь в одиночестве, занимаясь выращиванием капусты в своём огороде.

Убить кабана

Будущий римский император Диоклетиан родился около 245 года в окрестностях Скодры (ныне албанский Шкодер) в Иллирии, и при рождении получил имя Диокл (греч.  (Διοκλής). Он был внуком раба, и сыном вольноотпущенника, происходил из низов общества.

Смолоду Диокл поступил на службу в армию, довольно быстро сумел сделать себе военную карьеру, он отправился с императором Каром на войну с персами. Походы с одного конца Римской империи в другой позволили Диоклу лучше узнать большую страну. Он дослужился до командующего армией при императоре Каре.

 В Галлии одна друидка предсказала судьбу судьбу, она сказала, что Диокл станет императором, когда убьет кабана (лат. aper). Он поверил жрице и с тех пор убил немало кабанов, только власть всё не шла к нему в руки.

Неожиданно император Кар умер, а его сын Нумериан был коварно убит префектом преторианцев Аррием Апром. Солдаты арестовали Аррия Апра —  это был период «солдатских императоров», и 17 сентября 284 г. генералы провозгласили новым императором Диокл.

На глазах у войска Диокл собственноручно заколол Аррия Апра (лат. aper- кабана) мечом и воскликнул: «Я убил кабана». 20 ноября 284 года Диокл стал римским императором и взял себе имя Диоклетиан.

Разделяй и властвуй.

Диоклетиан установил новую форму монархического правления —неограниченное самодержавие — домината, сменив, созданный Юлием Цезарем и Октавианом Августом, принципат, при котором правидель  отчасти разделял свою власть с сенатом и народом. Теперь вся абсолютная монархическая власть была сосредоточена в руках императора. Ни сенатор, ни любой другой гражданин империи, не мог ограничивать власть императора, стоявшего выше всяких законов.

С его приходом к власти Диоклетиана началась новая эпоха в империи. Диоклетиан восстановил единство империи, разделив её на восточную и западную половины.

Сам он правил восточной частью империи, а западной частью империи правил его друг Максимиан, которому был дарован титул Августа.

Для защиты Галлии Максимиан начал войны с германцами на Рейне, а Диоклетиан оборонял сирийскую границу от персов, и воевал с сарматами на Дунае. Вместе они защищали империю и подавляли восстания.

В 291 году император Диоклетиан пришёл к выводу, что вдвоём невозможно эффективно управлять такой больной страной. Решено было избрать двух соправителей с титулом не августов, а цезарей.

Цезарем Максимиана-Августа стал военачальник Констанций Хлор, отец Константина Великого, а цезарем Диоклетиана-Августа стал полководец Галерий Максимиан.

Свой союз правители римской империи решили укрепить кровным родством: Констанций Хлор развелся с женой и заключил брак с падчерицей Максимиана, Галерий, тоже после развода, и женился на дочери Диоклетиана. Вчетвером они поделили империю между собой, Констанций Хлор управлял Галлией и Британией, а Галерий Максимиан – Иллирией.

Оба цезаря были коронованы 1 марта 293 г., однако во главе римской империи всё же стоял, по-прежнему, Диоклетиан. Система правления четырех руководителей назвалась тетрархия (греч. τετράρχη, от τετρ — квадрат, άρχη — префект — νομάρχης — «глава»).

Диоклетиан выступил в Египет, против узурпатора Ахиллея, и в 296 г. взял Александрию после 8 месяцев осады, он сурово наказал египтян. Галерий Максимиан двинулся в Месопотамию войной против персов, которые оспаривали у римлян главенство над Арменией. В 297 г. Галерий разбил персов в Армении и заставил их уступить римлянам пять провинций за Тигром.

После долгой эпохи междоусобий и внешних войн Римская империя вновь обрела могущество, был восстановлен мир, и время Диоклетиана провозгласили «возвращением золотого века». Диоклетиан известен строительством в Риме колоссальных терм (бань) развалины сохранились по сей день, более трёх тысяч человек одновременно могли посетить римские термы.

Гонение на христиан

Последние годы правления Диоклетиана — с 303 года началось жесточайшее гонение на христиан.  До сих пор в научных кругах идут споры, чьей инициативой это было. Одни историки склонны думать, что инициатором гонений на христиан был ярый язычник Галерий Максимиан, его мать была жрицей и ненавидела христиан.

Другие историки полагают, что идея принадлежала самому Диоклетиану, старавшемуся собрать воедино свою распадающуюся империю, прибегнув к помощи римских богов. В Риме религия была не только способом связи с богами, но была проинизана договорными отношениями.

 Римская языческая религия, заимствованная отчасти у этрусков и греков, была основана на том, что просьбы верующих боги исполнят, если принести им жертву — дать им то, что они хотят.

Этрусски — предсказатели будущего, наблюдая за природными явлениями, пытались узнать волю богов и сообщали об этом правителям Рима. В Римской империи  соблюдались все языческие обряды и ритуалы жертвоприношения.

 Язычество было государственной религией и поклонение римским богам стало способом выражения лояльности граждан государству. Диоклетиан был консерватором и приверженцем традиционного культа римских богов, он даже взял себе имя Юпитера, а Максимиан — Геркулеса. Связав своё имя с именами богов император объявлял своё право на высшую власть в государстве.

Диоклетиан издал эдикт, по которому христиане практически лишались прав и становились «негражданами» империи, христианские храмы подвергались насильственному разрушению, христианские книги сжигали на костре, христиан разрешалось пытать и убивать, им запрещалось обращаться за защитой в суд, их лишали должностей и изгоняли из городов. Из-за того, что империя была поделена на части, в разных ее районах гонения проходили по-разному. Не везде царила та жестокость, которая была характерна для земель Диоклетиана.

Однако в отличие от предыдущих гонений на христиан, римское общество уже не видело в христианах той угрозы, что ранее, и испытывало сочувствие к христианам, страдающим за свою веру.

Гонение на христиан было прекращено уже в 311 году самим главным его инициатором – Галерием. После смерти Галерия новые императоры, Константин и Лициний, подтвердили свободу христианской веры изданием знаменитого Медиоланского эдикта в 313 году, предоставлявшему право любому гражданину империи свободно переходить в христианство.

Принимая власть, Диоклетиан оговорил, что она не будет пожизненной, а самодержавно править империей он будет всего 20 лет, и 1 мая 305 г.

он торжественно сложил императорские полномочия, заставив сделать то же самое и Максимиана, хотя тот и не хотел отрекаться от власти.

Цезари Галерий и Констанций, считали себя наследниками престола, получили теперь сан августов, взяв себе двух новых цезарей – Севера на Западе и Максимина Дазу — на Востоке.

Диоклетиан отправился доживать последние годы на свою балканскую родину в Иллирию, в своё поместье с великолепным дворцом близ Салоны (ныне Сплит), где он прожил 8 лет. Между новыми правителями империи вскоре возобновились междоусобная война.

На попытку Максимиана и Галерия убедить Диоклетиана вернуться к власти он ответил отказом, заметив им: «Вы лучше посмотрите, какую я вырастил капусту» на своём огороде, то не стали бы приставать с такими глупостями.
Не сумев вовлечь Диоклетиана в свои смуты, они начали притеснять его.

Ряд историков сообщает, что в 313 году Диоклетиана отравили, другие — что он зачах от голода и кручины, третьи же считают, что Диоклетиан скончался после продолжительной болезни.

Начиная с Диоклетиана императорская власть окончательно приняла форму неограниченного самодержавия (домината), перешедшего потом в Византию, а из неё – на Русь.

Источником монархизма была признана не «воля римского народа», как считалось в эпоху принципата Юлия Цезаря и Августа, а воля Бога.

Источником государственного законодательства стало не «естественное право», а высший моральный закон, Божья правда, довлеющая над всем мирозданием. Население римской империи превратилось из граждан в подданных.

Источник: http://ru-sled.ru/diokletian-gonitel-xristian/

Диоклетиан: гонитель Церкви, спасатель империи

Время правления диоклетиана. Диоклетиан: гонитель христиан и любитель капусты

20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан – человек, о личности которого спорили еще античные историки. Христианин Лактанций считал его воплощением зла, поскольку в 303 году он начал одно из самых жестоких гонений на Церковь.


Неизвестные авторы «жизнеописаний августов», напротив, считали Гая Аврелия Валерия Диоклетиана одним из лучших цезарей в истории Рима, проведшего целый ряд реформ, которые позволили почти на сто лет продлить существование Западной римской империи.

Церковный историк Василий Болотов примирял эти две точки зрения: Христианство оказывалось настолько неудобно для римской ментальности, что император-державник, который искренне хотел «навести порядок» и «закрутить гайки», начинал гонение. Такими были и другие гонители, предшественники Диоклетиана – Декий, отчасти Траян.

Сам же Диоклетиан, нет сомнений, был одним из самых незаурядных правителей, о чем свидетельствует знаменитая история про капусту, которая пересказывается даже в фильме «Москва слезам не верит». В 305 году он добровольно ушел от власти, передав ее своим соправителям. Через некоторое время в его поместье в Салоне приехали его соправители, с просьбой вновь управлять империей.

Диоклетиан отказал им, сказав: «Посмотрите, какую я вырастил капусту». Приход этого человека к власти был не менее удивительным. В молодости он встретился с друидской пророчицей, предсказавшей ему, что тот станет императором, если убьет кабана. С тех пор Диокл (таково было его исконное имя) убил множество этих животных, но власть всегда получали другие.

Так было до 284 года, когда в Римской империи разыгралась очередная борьба за власть. Диокл прошел путь от простого солдата до командующего войском при императоре Каре. Вспыхнул мятеж, и префект преторианцев Аррий Апр убил сына императора по имени Нумериан. В этот момент солдаты заковали Апра в кандалы и провозгласили императором Диокла.

На первой же сходке он собственноручно заколол Апра мечом и по преданию воскликнул: «Наконец-то я убил кабана». С этого момента и началось правление императора, назвавшего себя Диоклетианом. До 303 года, когда началось жестокое гонение на христиан, императору удалось провести реформу армии и разделить власть с тремя правителями, создав систему, получившую название тетрархии.

Диоклетиан понял, что невозможно управлять одному столь большой империей, которую нужно было постоянно защищать от нападения варваров. Вместе с соправителем Максимианом он избирает двух цезарей и поручает каждому управление своей частью территории.

Эта мера впоследствии сыграла важную роль в гонениях на христиан – оно было очень жестоким в одних частях государства и довольно мягким в других. До сих пор до конца неясны причины, из-за которых Диоклетиан решил уничтожить христиан. Очевидно, что кесарь, желавший собрать воедино распадающуюся империю, захотел прибегнуть к помощи римских богов.

В древней религии он видел способ оздоровления общества и поднятия дисциплины. Для римлянина его времени религия была не столько средством связи с Богом или богами, сколько своеобразными договорными отношениями. Почитание богов было признаком верности, бывшей одной из основных гражданских добродетелей. Все началось со второго римского царя Нумы Помпилия, который торговался с Юпитером.

По преданию бог потребовал принести в жертву головы, и Нума принес ему в дар головки чеснока. Бог сказал, что головы должны быть живыми, и Нума принес в дар ему несколько рыбок. Юпитер расхохотался, и в римской религии не было человеческих жертвоприношений, кроме нескольких случаев добровольной жертвы за страну. С тех пор римляне строили отношения с богами на основе договора.

Им было важно правильно совершить все обряды, прочитать нужные молитвы и принести жертвы. Божество, получив все предписанное, в свою очередь помогало своему почитателю, выполнившего свои условия договора. Религия для римлян также была и способом выражения государственной лояльности, что ярко проявилось при гонениях Диоклетиана.

Дело в том, что общество уже не хотело видеть в христианах опасность, как это было в I-II веках. Христиане и язычники в разных частях империи жили бок о бок, а потому почти никто не хотел, чтобы их соседи страдали за веру.
Лактанций в своем сочинении о смерти гонителей пишет: «Цезарь Максимиан, распаленный преступными желаниями подстрекать пустого старика (Диоклетиана – ред.

) к преследованию христиан, начало чему он уже положил». Вслед за этим античным автором многие историки стали говорить о том, что инициатором гонений был не император, а его соправитель, но дело обстояло все-таки не совсем так.

Диоклетиан видел в христианах опасных для единства империи экстремистов, не желавших приносить жертвы, а потому захотел избавиться от этой крамолы в своем государстве.

Именно против христиан как граждан был направлен первый эдикт Диоклетиана. Болотов так описывает суть императорского рескрипта: «Приказано было места общественных собраний христиан, как обширные церкви, так и маленькие, разрушить, священные книги от христиан отобрать. Затем все христиане подвергались, так сказать, гражданской смерти. Без различия своего ранга и состояния все христиане объявлены подлежащими пытке. Те, которые занимали должности, объявлены лишенными этих должностей. Сказано, что все могут обвинять христиан, но христиане не имеют права выступать против кого бы то ни было обвинителями на суде и даже обращаться к гражданскому суду с просьбою о защите».

Фактически христиане объявлялись «негражданами», людьми вне закона, чем сразу же воспользовались воры и злые люди, начавшие грабить последователей молодой религии. Однако общественное мнение было уже на стороне христиан, а потому выдача священных книг и принесение жертвы превратилось в формальность.

Историк Церкви Евсевий Кесарийский описывает, как римские солдаты помогали христианам выполнять императорские указы, не отрекаясь от веры: «Вот одного схватывают за руки и тащат к жертвеннику, на правую руку кладут ему жертвенное мясо и освобождают, как будто он совершил жертвоприношение.

Другой даже и не дотрагивался до жертвенного мяса, даже близко не подходил к жертвеннику, но стоящие около него говорят, что и он принес жертву, и он молча уходит.

Третьего, наконец, полумертвого поднимают на воздух и бросают почти как мертвого, оттаскивают далеко за ноги, освобождают от уз и записывают в числе совершивших жертвоприношение.

Этот, наконец, кричит, что он христианин, что он не приносил и никогда не принесет жертвы богам, но его бьют по устам поставленные около жертвенника солдаты, «прогоняют с насилием, хотя он и не приносил жертвы».

Напомним, что в гонения предыдущих веков, особенно в декиево, некоторые христиане пытались давать взятки, чтобы их записали в число людей, принесших жертву. Это считалось меньшим грехом, чем вероотступничество. При этом в прежние времена, когда гонения не были столь жестоки и тотальны, как пишет Болотов, судьи или радеющие о мире и стабильности правители провинций порой помогали христианам найти такую формулу уклончивого ответа, которая исключала бы почитание и римских богов и императора как бога.

Одного клирика просили выдать священные книги. Тот ответил: «Есть, но не отдам». Судья попытался подсказать ему, предложив избавиться от любых рукописей (многие отдавали солдатам сочинения еретиков или трактаты по медицине). Клирик повторил свой ответ.

Наконец, римский чиновник делает последнюю попытку спасти кандидата в мученики, говоря: «Отдай книги, или у тебя их нет». Следует первоначальный ответ, и христианин осуждается на казнь. Многие мученичества эпохи Диоклетиана вообще выглядят как цепь случайных событий. Христиане часто искали смерти и не проявляли ни малейшей хитрости.

Например, возвращаясь после посещения мучеников в темнице, они правдиво говорили солдатам, где были, тем самым обрекая себя на смерть.

Жестокость гонений Диоклетиана компенсировалась формальным выполнением приказов, и разной интенсивностью преследований в провинциях.

Так отец Константина Великого Констанций Хлор, правивший на Западе империи, практически не преследовал христиан. Лактанций пишет: «Констанций, видимо, чтобы не противоречить приказам старших, допустил разрушение собраний (т. е.

стен, которые можно восстановить), истинный же храм божий, что находится внутри людей, оставил в целости».

Гонения Диоклетиана были последней попыткой уничтожить Церковь. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть самое начало действий Константина Великого, который сделал христианство сперва религией терпимой в империи, а затем и предпочитаемой им самим. Впрочем, Диоклетиан не был фанатичным язычником. Он лишь хотел продлить время существования Рима. До падения Вечного города оставалось уже чуть меньше ста лет.

В Риме сохранились развалины терм Диоклетиана, в которых сейчас находится христианская церковь

Андрей ЗАЙЦЕВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Гонения  История 

Источник: http://www.nsad.ru/articles/diokletian-gonitel-cerkvi-spasatel-imperii

Консультант Кузнецов
Добавить комментарий