Воспитательная система адаптивной школы е а ямбурга. Адаптивная школа Е

Адаптивная школа Ямбурга

Воспитательная система адаптивной школы е а ямбурга. Адаптивная школа Е

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

по теме

«Адаптивная школа

Е.А. Ямбурга».

Троняева К.В.

Адаптивная школа – это школа, где каждый ребёнок независимо от своих способностей и индивидуальных особенностей УСПЕШЕН»

(Е. Ямбург)

Основные принципы системы образования в адаптивной модели

4. Принцип непрерывности и преемственности образования в системе “Школа-детский сад” 

3. Принцип

индивидуализации, дифференциации и

мобильности

образовательного

пространства

1. Гуманизация

2. Принцип единства культурного и образовательного пространства, основанного на исторических традициях 

5. Принцип демократизации образования

  • Гуманизация образования означает, что в центре образовательного пространства находится ребенок, его здоровье, свободное развитие личности, уважение личности ребенка, достоинства; доверие к нему; принятие его личных целей, запросов и интересов; воспитание гражданственности и любви к Родине. В основу образовательного процесса положен приоритет общечеловеческих ценностей.

Основным критерием деятельности педагогического коллектива новой модели образовательного учреждения является критерий развития личности детей, подростков.

Гуманизация образования направлена на поворот образования к целостной картине мира: мира культуры, мира человека; на очеловечивание знания;

на формирование гуманитарного

и системного мышления.

  • Принцип единства культурного и образовательного пространства, основанного на исторических традициях (как базы гармонизации национальных отношений).
  • Принцип индивидуализации, дифференциации и мобильности образовательного пространства. В основу принципа положен общедоступный характер образования в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями ребенка, дифференциацией построения учебно-воспитательного процесса и разноуровневой образовательной подготовкой учащегося.
  • Принцип развивающего, деятельностного образования. Развитие личности ребенка, происходит в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности. В процессе этой деятельности ребенок осваивает не только знания, умения, навыки, но и приобретает опыт их самостоятельного добывания и применения как основного принципа жизнедеятельности. Знания, умения и навыки становятся средством развития личности каждого учащегося.
  • Принцип непрерывности и преемственности образования в системе “Школа-детский сад” означает такое построение социоэкологического пространства, когда ребенок, подросток учится, осознает жизненную необходимость постоянного обновления образования.
  • Принцип демократизации образования предполагает формирование иной, отличной от авторитарной культуры педагогических взаимоотношений, в основу которых положена система сотрудничества взрослого и ребенка, воспитателя, учителя и администрации образовательного учреждения.

Основные задачи адаптивной модели

Обеспечить научно-практическое построение процесса и содержания учебно-воспитательной деятельности в рамках непрерывного образования и преемственности в работе детского сада и школы.

Разработать и включить комплексную программу социолого-медико-психолого-педагогического обеспечения развития детей и подростков.

На основе опытных данных науки и результатов исследований по всестороннему развитию личности обеспечить индивидуальную траекторию развития детей и подростков.

Объединить внеклассное и внешкольное пространства образования в единую систему социоэкологического образовательного пространства модели.

Разработать программы по оказанию детям, учащимся и их семьям дополнительных услуг.

Разработать системы мер по повышению профессионального потенциала педколлектива в основании содержания образования, новых психолого-педагогических технологий и способности работать в экспериментальном и инновационном режиме.

Строить социоэкологическое пространство образования модели на основе новых требований образования и новых психолого-педагогических технологий.

Осуществлять управление образовательным учреждением на основе современных управленческих технологий и их освоения педколлективом.

Сформулированные задачи конкретизируются на каждой ступени образования.

Структура адаптивной модели

В основу реализации задач “Школа-детский сад” положено ступенчатое построение системы образования.

II ступень:

Начальное обще образование:

1 – 4 классы (дети с 6 до 9 лет)

I ступень:

Дошкольное образование в детском саду

(дети от 4 до 5 лет);

школа раннего развития

(дети, проживающие на закрепленном микроучастке, не посещающие детский сад, от 4 до 5 лет).

На этой ступени образования предусмотрены классы возрастной нормы, развивающего обучения (система А.В. Занкова) и классы компенсирующего обучения.

IV ступень:

Среднее (полное) образование:

10-11 классы.

III ступень:

Основное общее образование :

5 – 9 классы (подростки с 10 до 14-15 лет). 

В зависимости от готовности и выявленных индивидуальных особенностей учащихся, с учетом условий экспериментальной модели выделяются классы:

На этой ступени предусмотрены

следующие виды классов:

классы опережающего обучения;

возрастные нормы для детей, способных усвоить учебные программы без особых затруднений;

общеобразовательного уровня;

классы педагогической поддержки, в которых учатся дети, требующие коррекции режима учебно-воспитательного процесса и компенсации физического и психического здоровья.

опережающего развития;

индивидуальное обучение.

Вся деятельность внешкольных образовательных учреждений строится в соответствии с принципами социологической образовательной системы и направлена на решение основных задач модели.

В структуру модели включены:

1. Социолого-медико-психолого-педагогическая служба по оказанию образовательных услуг детям, подросткам и их родителям, педколлективу.

2. Научно-исследовательские лаборатории дидактики и психологии по разработке экспериментальных программ и оценки результатов экспериментальной и инновационной деятельности.

Специфические особенности адаптивной школы полного дня

  • адаптация образовательного процесса к ученику и его индивидуальным особенностям;
  • небольшой коллектив учащихся , позволяющий эффективно реализовывать индивидуальный и дифференцированный подходы, индивидуально-групповое расписание;
  • «полный день» взаимодействия учителя и учащегося (9.00 – 16.00);
  • обеспечение комфортных условий для школьника (двухразовое питание, прогулки, обширная система дополнительного образования, психолого-медицинское обслуживание и др.);
  • здоровьесберегающая среда для участников УВП;
  • участие родителей через попечительский совет в софинансировании УВП и материально – технической базы школы

Пространства адаптивной школы полного дня

Пространства адаптивной школы полного дня

Самореализация

Исследовательская деятельность

Самоуправление

Обучение

Образование

Особенности управления

  • небольшой педагогический коллектив, позволяющий педагогу занимать различные управленческие позиции – учителя, воспитателя, администратора;
  • работа школы одновременно в двух режимах – функционирования и развития;
  • привлечение к управлению школой родителей как обязательное и необходимое условия деятельности школы;
  • создание системы детского самоуправления школы как реализация демократического принципа управления и самоорганизация обучающимися своей жизни в школе.

ШКОЛА ЯМБУРГА

Официальное название этого государственного

  среднего учебного заведения – Центр образования N 109 г. Москвы. А 

неофициальное, на котором лежит печать личности, укладывается в два слова.

За прошедшие годы ее директор стал доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ, членом-корреспондентом Российской академии

  образования и вообще сделался знаменит.

  Сама же школа из экспериментальной площадки,

  где обкатывалась адаптивная модель

  (приспособление учебной системы к возможностям и потребностям учеников, а не 

наоборот), превратилась в многопрофильный центр образования: детский сад, начальные классы,

  гимназия, лицей, классы

  педагогической коррекции…

ЦО N 109 знаменит в первую очередь как колыбель адаптационной модели школы (самому заведению уже 27 лет). То есть школы, где методы работы с учениками, формы обучения и подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети учатся в том или ином конкретном классе.

Не ребенок адаптируется в школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат – разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику реализоваться. Сегодня в центре образования 237 педагогов и 2020 учеников. При нем действуют театральная студия, школа художественных ремесел и даже парикмахерская (персонал – сами учащиеся).

Однако директор Ямбург говорит: “Я совсем не считаю, что мы схватили бога за бороду. Нам еще работать и работать”.

Главные принципы адаптивной школы – ориентация в первую очередь на особенности ребенка (как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и отсутствие жесткого отбора на входе. Теоретически сюда принимают независимо от материального положения семьи.

И независимо от определенных отклонений (кроме особо тяжелых случаев, так называемого контингента спецшкол-интернатов), которые где-то посчитали бы недопустимыми. “Чем раньше мы выявим нарушения (например, дисграфию или дислексию), тем вероятнее, что к школе мы ребенку поможем прийти в норму”, – объясняет Евгений Ямбург.

Поэтому собеседования, в том числе и с психологом, здесь проводят не для того, чтобы не взять, а для того, чтобы определить объем предстоящей работы.

На практике предпочтение отдают

все же жителям

близлежащих

районов.

Источник: https://intolimp.org/publication/adaptivnaia-shkola-iamburgha.html

Адаптивная школа Е. А. Ямбурга

Воспитательная система адаптивной школы е а ямбурга. Адаптивная школа Е

Многофункциональный комплекс № 109, которым руководит Е.А. Ямбург с полным основанием можно назвать авторской школой. Часто его так и называют – школой Е.А. Ямбурга.

Сам Е.А. Ямбург назвал свою школу адаптивной, пояснив, что это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Адаптивная школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, а, с другой стороны – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Любая авторская школа в своей основе имеет некие педагогические идеи, которые опираются на определенный философский фундамент. Е.А.

Ямбург отмечает, что в мире существует всего две образовательные философии: когнитивная (ориентирующая учителя на предметные программы, фиксирующиеся, поддающиеся оценке результаты, селективный отбор одаренных детей с их последующим специальным обучением) и аффективно-эмоционально-волевая (по-иному, личностная).

В коллективах, придерживающихся личностной философии образования, за учениками внимательно наблюдают, обсуждают их личностный рост и развитие, много внимания уделяют индивидуальным интересам и проблемам учащихся.

Адаптивная школа предполагает гармонизацию двух образовательных философий, двух подходов. При этом важно не их механическое соединение, а обоснованная интеграция, взаимодополнение.

В схему адаптивной школы входят определенные модули, среди которых выделяются основные и сопутствующие. Модуль – это достаточно автономное структурное подразделение школы, имеющее свое здание и своего руководителя.

К основным модулям относятся следующие: детский сад, начальная школа, включающая 5-е классы, основная школа с гимназическими общеобразовательными классами и классами педагогической поддержки ( 6-е-9-е), старшая школа с лицейскими и общеобразовательными классами ( 9-е-11-е).

Сопутствующие модули – это центр диагностики, адаптации и развития им. Л.С. Выготского, медико-психологическая лаборатория, центр развития и досуга, компьютерный центр.

Рассмотрим специфику отдельных модулей в адаптивной школе. Детский сад существует в адаптивно-эмоционально-волевой парадигме. Это, конечно, предполагает и когнитивное (интеллектуальное) развитие детей, но оно не является доминирующим, самоценным.

В детском саду создаются условия для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе. В детском саду медиками, психологами, дефектологами проводится комплексная диагностика детей, выявляются нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе дети и с ними такая работа проводится.

Следующий модуль адаптивной школы – начальная школа с 5-ми классами. В собеседовании с детьми при приеме в начальную школу (если они поступают не из школьного детского сада) участвуют педагог, психолог, логопед, дефектолог, медик. При этом обязательно присутствуют родители.

В начальной школе педагоги особое внимание обращают на оптимальное сочетание двух образовательных парадигм: аффективно-эмоционально-волевой и когнитивной. При этом акцентируется овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности.

Освоение учебного материала сочетается со специальными коррекционными процедурами, которые устраняют факторы, тормозящие учение.

В начальной школе не выделяются классы различного уровня обучения, изучение всех предметов происходит в группах «смешанных способностей». Учебный материал преподносится порциями.

Когда заканчивается работа над базовой учебной единицей, с помощью диагностических тестов выясняется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный материал. Тем, кто усвоил, предлагается дополнительный, обогащенный материал.

Тем, кто не усвоил, предлагается повторное изучение откорректированного материала. Новую базовую учебную единицу все учащиеся начинают изучать одновременно, но время, отведенное на ее изучение, не фиксируется.

Если соотнести указанные характеристики процесса обучения с ранее рассмотренными технологиями ( 2.3 ), то становится ясно, что обучение в начальной школе идет по модели полного усвоения знаний.

В модуле основной школы происходит создание системы разноуровневого дифференцированного обучения, когда учащиеся распределяются по потокам обучения. Интересно, что в основной школе особое внимание уделяется освоению гуманитарной культуры.

При этом происходит параллельное изучение на уроках истории, литературы, мировой художественной культуры (МХК) одной и той же эпохи. Каждую тему синхронизированного курса начинает учитель истории, а затем подключаются учителя литературы и МХК. Такой подход дает возможность избежать дублирования материала.

К примеру, историк и литератор не касаются живописи, архитектуры изучаемой эпохи, этот материал в ведении преподавателя мировой художественной культуры.

Завершается изучение темы специальным комплексным уроком, экзаменом или зачетом, на котором учителя литературы, истории, МХК оценивают плоды совместной деятельности.

В основной школе продолжается углубление линии коррекционно-развивающего обучения. Работают классы педагогической поддержки, в которых обучается 9-12 человек. Сетка часов по основным предметам расширена, работа проходит под постоянным контролем специалистов медико-психолого-дефектологической лаборатории.

В основной школе создаются также классы гибкого состава (о них говорилось в 2.1.), когда дети сами выбирают уровень обучения по каждому отдельному предмету. В зависимости от достижений в течение учебного года ученик может три раза сменить уровень. Е.А. Ямбург называет такую форму организации учебного процесса стратификацией (т.е. разделением на страты – слои с разным уровнем образования).

В модуле старшей школы основное внимание обращается на когнитивные цели. В старшей школе действуют физико-математические, медико-биологические, медицинские, художественно-графические, гуманитарный лицейские классы.

Основные задачи образовательной деятельности включают интеллектуальную и общепсихологическую подготовку к сдаче вступительных экзаменов в вуз, профильную ориентацию, выполнение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого и многопрофильного обучения в старшей школе.

Еще об одном модуле адаптивной школы хотелось бы рассказать. Это – центр развития и досуга.

Он помещается в трех примыкающих друг к другу зданиях, где располагаются школьная конюшня (лошади, пони, коровы, овцы, козы, куры, кролики), эллинг для хранения и ремонта плавсредств, авторемонтные мастерские, клуб путешественников. Школьная парикмахерская и студия живописи, ваяния и зодчества находятся в здании основной школы.

Центр развития и досуга помогает организовать насыщенную интересными делами жизнь детей, дает возможность найти занятие по душе, формирует у маленького человека ответственное отношение к жизни через милосердие и сострадание.

Лечить больного кролика, ухаживать за пони, присутствовать при рождении новой жизни, когда старшеклассники вместе со специалистами помогают появиться на свет маленькому жеребенку – все это и многое другое позволяет постепенно изживать природный детский эгоизм.

Порой воздействие руководителя кружка или тренера на личность ребенка перевешивает влияние целого педагогического коллектива, ибо внешкольное воспитание всегда личностно.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/22305.html

Консультант Кузнецов
Добавить комментарий