Старые русские монастыри. Самые древние монастыри России

Самый древний монастырь России

Старые русские монастыри. Самые древние монастыри России

Беседа с наместником Спасо-Преображенского Муромского монастыря игуменом Кириллом (Епифановым)

Древнейший монастырь России находится в Муроме. Территория монастыря пока еще напоминает стройплощадку: военная часть не так давно передала монастырь по назначению духовным властям. Казармы и иные здания – все в процессе переделки и адаптации под монастырские нужды. Восстановленный же Спасо-Преображенский собор удивляет обилием старинных икон с необычными сюжетами. Место это на высоком берегу Оки помнит еще святого мученика князя Глеба! Точная дата основания монастыря не известна, но произошло это ранее 1096 года (в том году впервые монастырь упомянут в русских летописях)! Сначала князем Глебом был построен храм во имя Всемилостивейшего Спаса. В 1096 г. в монастыре был погребен сын Владимира Мономаха князь Изяслав, который погиб в междоусобице с муромским князем Олегом (“Олег вниде в град, а Изяслава положи в монастыри у Святого Спаса”). Старый (глебовский) храм уже не существует – слишком много исторических бурь пронеслось над монастырской землей: в начале ХУП в. он был разграблен поляками и Литвой, во время реформ Петра I потерял большую часть своей собственности. Ныне существующий собор (храм в честь Преображения Господня) построен в 1553-1556 гг. по обету царя Иоанна Грозного, остановившегося в монастыре по пути в Казань.

Беседуем с наместником Спасо-Преображенского Муромского мужского монастыря игуменом Кириллом (Епифановым), благочинным юго-восточного округа Владимирской епархии.

– Батюшка, монастырю около тысячи лет, рассказать обо всей его истории невозможно. Хотелось бы узнать о послереволюционной судьбе монастыря.

– Важнейшее событие, определившее историю монастыря, – это его разгон в 1918 году. Вообще монастырь был разорен за свою длительную историю несколько раз, начиная с татаро-монгольского нашествия. Но никто не смог разорить его так, как большевистское иго.

Тогдашний настоятель епископ Митрофан (Звездинский) был репрессирован, братия была разогнана. Владыку обвинили в поддержке белогвардейского мятежа, хотя этого не было: Церковь была вне политики, а поддерживала семьи репрессированных или уничтоженных дворян и купцов.

Монастырь был ликвидирован одним из первых в России, и до 1995 года он был вне служения Церкви. Но, несомненно, таинственно продолжалась Божья служба. Сохранились все храмы, хотя на территории монастыря был сначала (в 20-е гг.) концлагерь, а с начала 1930-х гг.

– воинская часть.

– Пишется ли история монастыря?

– Очень трудно собирать информацию, так как Муром был закрытым городом, и найти что-то теперь почти невозможно. В 1934 году здесь размещался полк связи особого подчинения Генштабу Вооруженных сил СССР. В 1995 году мы приняли монастырь в руинах, причем казармы, несмотря на финансирование, тоже были в полуразрушенном состоянии. Это парадоксально – по-видимому, Господь готовил воинскую часть к выселению. В 1996 году монастырю исполнилось девятьсот лет. Первое упоминание о нем в летописи относится к 1096 году. Там он фигурирует как монастырь Спаса-на-Бору в Муроме.

– Какие главные святыни монастыря сейчас?

– Святых мощей в монастыре не было. Монастыри в домонгольскую эпоху основывали князья. Наш монастырь основан святым благоверным князем Глебом, сыном святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси и первого русского святого. Здесь, среди языческого муромского племени он построил первый христианский храм Спаса Всемилостивого. Это был первый православный храм в Северо-Восточной Руси. На месте его княжеского дворища (то есть замка) и был основан этот монастырь. Впоследствии эта обитель стала миссионерским центром. А великая святыня нашего монастыря сегодня – это икона Божией Матери “Скоропослушница”. Привезена эта икона со святой горы Афон настоятелем нашего монастыря архимандритом Антонием (Ильиновым) в 1878 г. Когда он пришел настоятельствовать в этот монастырь, обитель была в разоренном состоянии, и всё упование свое он возложил на Матерь Божию. Сам съездил на Афон, привез эту икону, и образ “Скоропослушницы” тут же начал чудотворить. И чудотворит до сих пор.

– Отец Кирилл, расскажите, пожалуйста, хотя бы о нескольких таких случаях.

– Она являлась, например, купцам и говорила: “Устрой меня – и я устрою твои дела”. Купцы обустраивали храм, реставрировали его, делали богатые вклады – и Матерь Божия помогала им в их купеческих делах. А сегодня чудесам от этой иконы просто нет числа… Вот лишь несколько примеров. Был случай: пропал солдат в Чечне. Родители приходят и спрашивают, как за него молиться: о здравии или упокоении? Мы говорим: “Не молитесь как о мертвом, молитесь как о живом”. Они заказывают сорокоуст о здравии солдата, молятся. Потом приходит сообщение, что опознано его тело, погиб в бою. Совет ветеранов Чечни уже помог вырыть могилу, но в тот момент, когда ждали оцинкованный гроб, – он, живой и здоровый, вернулся из плена. Еще пример. Недавно пришло письмо из Сибири. В наш монастырь люди заказывали молебны “Скоропослушнице” о здравии человека, который уже три года как парализован, даже не разговаривал. Мы отслужили молебны и послали в Сибирь маленькую копию нашей иконы. И вот в письме – признание: как только больной прикоснулся к нашей иконочке, сразу исцелился, и первые его слова были: “Мама Мария”. Мы благодарим Бога и Царицу Небесную за все эти чудеса, которые происходят во благо людям. Когда мы служим молебны Божией Матери, народу бывает в монастыре больше, чем в великие праздники. Не знаю, хорошо это или плохо, но это так. Люди плачут, люди стоят на коленях, люди имеют отклик от самой Царицы Небесной.

А сколько сейчас в самом древнем монастыре России братии?

– В нашем монастыре никогда не было особенно много монахов, даже до революции. Он был административным центром, его настоятелем всегда был епископ Муромский. Монастырь жил по Афонскому уставу. И тогда по штату было всего десять иноков. И сейчас столько же. Но у нас очень большая миссионерская служба, причем к этой работе мы привлекаем и прихожан.

Кроме того, у нас есть еще особый род насельников, проживающих в нашем Доме милосердия. Мы отвели отдельный корпус для тех людей, которые именуются “бомжами”. Их особенно много зимой. Это те люди, которые приходят из мест лишения свободы, без документов, это люди, которые никому не нужны. У нас они задерживаются, естественно, ненадолго.

Мы им помогаем получить паспорта и пройти первичную социальную реабилитацию. Лечим их от чесотки, диагностируем туберкулез и прочие тяжелые болезни. Это тяжелая миссия, но вполне наша, монастырская. Мы не должны терять этих людей. У нас очень много бывает паломников. До 60 человек в день мы оставляем в монастыре на ночлег.

А сколько приезжают без ночлега! Так что каждый день исповедники, причастники -работы очень много.

– В монастыре явно ощутима благодать Божия.

– Да, представьте себе – даже в наших руинах она так чувствуется. Мы уже освятили три храма в монастыре, главный из которых – Спасо-Преображенский собор. Еще есть храм Покрова Пресвятой Богородицы и в настоятельском корпусе над трапезной храм свт.Василия Рязанского. Интересно, что уже перед самым нашим возвращением в монастырь, восемь лет назад, были такие случаи, что солдаты в ужасе выбегали из казарм, так как бывали явления схимников, уже начавших духовную помощь нам в деле возвращения монастыря. Заходит ночью солдат в каптерку и видит: схимник стоит с крестом. Так что военные власти были уже просто вынуждены покинуть монастырь. Ведь на этой монастырской земле молитва схимническая возносится уже тысячу (!) лет. Это даже трудно представить. Земля святая, благодатная. Здесь же в 1812 году побывали и две московские Православные святыни: во время нашествия Наполеона сюда были привезены чудотворные иконы Владимирской Божией Матери (сейчас эта святыня находится в Третьяковской галерее) и Иверской Божией Матери. В нашем монастыре проводил службу в чине Владимирского епископа святитель Феофан Затворник. В монастыре до сих пор хранится текст сказанной им проповеди. Бывал здесь и святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, но еще в чине иеромонаха, сразу после репрессий СМЕРШа. Служил год с небольшим в 1945-1946 гг. в единственном действующем храме Мурома.

– А каким образом монастырь связан с именем царя Иоанна Грозного?

– Во время своего похода на Казань царь Иоанн поставил свой шатер прямо около монастыря. Из этого шатра он наблюдал за переправой своих войск через Оку. Он молился в монастыре и дал обет Богу: в случае удачного похода поставить в монастыре собор. Спасо-Преображенский собор – это и есть собор Иоанна Грозного.

– Ваши принципы духовного устроения монастыря.

– Самый главный принцип заложен в Евангелии. Это принцип любви.

Мельник Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор, Муром – Москва

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА – УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
//minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
//nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
//rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Источник: //ruskline.ru/analitika/2006/06/23/samyj_drevnij_monastyr_rossii

Старейшие монастыри России

Старые русские монастыри. Самые древние монастыри России

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана князем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира).

Получив в удел город Муром, святой князь основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича. В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, преп.

Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.Одна страница истории монастыря связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году Грозный пошел на Казань. Один из путей его рати лежал через Муром. В Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки.

Там Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Но Спасо-Преображенский выстоял. В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года.

С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращен.Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счетной палаты Российской Федерации.

Свято-Юрьев монастырь — один из древнейших монастырей России. В прошлом — духовный центр Новгородской республики, ныне — действующий мужской монастырь Русской Православной Церкви. Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. Монастырь был основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым.

Князь в крещении носил имя Георгий, которое в русском языке обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году. Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор.

Он был выстроен мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.В 1125 году Мстислав наследовал престол киевский. Уже став великим князем, он женился на дочери новгородского посадника. В 1130 году он наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями.

Жалованная грамота, написанная на пергаменте от лица Мстислава и его сына Всеволода, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится в Новгородском музее.

В XII—XIII вв.еках монастырь стал государственным монастырем Новгородской республики. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших монастырей.

После секуляризации монастырских вотчин в 1770-х монастырь потерял значительную часть своих владений и пришел в запустение.

В 1822 году во главе обители стал архимандрит Фотий, пользовавшийся благосклонностью Александра I. Ему также благоволила графиня Анна Орлова-Чесменская, на ее средства в монастыре начались обширные реставрационно-строительные работы.

За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году была построена колокольня по проекту архитектора Карла Росси.В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря.

Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом им. Свердлова.

Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части. В эти годы здания монастыря подверглись серьезным разрушениям. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община. В настоящее время богослужение совершается в 4-х храмах монастыря: в Георгиевском, Крестовоздвиженском, Спасском соборах и церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина.

3Антониев монастырь

Антониев монастырь — упраздненный монастырь в Новгороде, один из центров духовной жизни Новгородской республики. Расположен на правом берегу реки Волхов к северу от центра города. Монастырь был основан в первые годы XII века (1106 год). Основателем монастыря стал преподобный Антоний Римлянин, появление в Новгороде и вся жизнь которого окутана легендами.

Житие св. Антония (составленное через несколько столетий после его смерти) рассказывает, что он родился в Риме единственным наследником богатой православной семьи. Оставшись рано сиротой, он раздал свое богатство нищим, а оставшиеся драгоценности, золотые и серебряные вещи и церковные предметы закупорил в бочку и пустил ее в море.

Сам уединился на скале на берегу моря и прожил там год и три месяца в молитве. Но однажды камень, на котором он молился, оторвался и приплыл в Волхов. Так Антоний и очутился в Новгороде. Обжившись на новом месте, он попросил рыбаков закинуть сети в Волхов, и чудесным образом сеть вытащила на берег бочку с сокровищами Антония, брошенную им в море в Италии.

Существует и более правдоподобная версия появления св. Антония в Новгороде. Возможно, он был монахом одного из греческих монастырей, выходцем из Киево-Печерского монастыря, монашеская жизнь в котором была принята по греческому обычаю.Преподобный Антоний постоил в Антониевом монастыре каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Первая Новгородская летопись отмечает закладку собора в 1117 году, а в 1119 году говорит о завершении строительства. Изначально собор был трехнефным одноглавым с круглой лестничной башней. Со временем оброс пристройками, число глав было увеличено до трех. В 1125 году храм был расписан фресками. Фрагменты этой первой росписи сохранились до наших дней.

В 1127 строится трапезная церковь. Умер Антоний в 1147 году, завещав настоятельство своему ученику Андрею, который позднее написал первый несохранившийся текст жития святого Антония. В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввел в монастыре общежительный устав. Вскоре начались новые строительные работы.

При архимандрите Геронтии в 1533—1536 годах были построены Сретенская церковь и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Великого. В середине XVI столетия игумен монастыря Вениамин обрел камень преподобного Антония, лежавший на берегу Волхова, и водрузил его в наружную стену собора.

В течение многих столетий Антониев монастырь был заметным духовным и культурным центром Новгородчины. В XII веке здесь трудился Кирик — первый русский математик, создатель «Учения о числах». В 1740 году стараниями архиепископа Амвросия по указу императрицы Анны Иоановны при монастыре учредили семинарию.

В семинарии постепенно сформировалась фундаментальная библиотека, основу которой составляло уникальное собрание книг новгородского архиепископа Феофана Прокоповича.

После Революции в 1918 году семинария была ликвидирована, в 1919 году в ее помещениях открыли Новгородский институт народного образования, позднее педагогический техникум, педагогический, учительский институты. В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года.Сегодня монастырские постройки входят в состав новгородского музея-заповедника, на территории располагается несколько факультетов НовГУ.

4Новоторжский Борисоглебский монастырь

Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке, один из древнейших Российских православных монастырей, а также древнейший в Тверской области. Он основан преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой.

Название обители возникло от имен двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей Бориса и Глеба, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу.

Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще. Через несколько лет он устроил обитель еще ближе к Торжку на берегу реки Тверцы, на горе. В 1577 году во время правления Ивана Грозного к храму были пристроены два придела, а в 1607 году, при взятии Торжка поляками собор сильно пострадал.

Самая древняя, сохранившаяся до нашего времени, постройка монастыря — Введенская церковь, была построена в XVII веке на месте сожженной поляками старой деревянной. В 1717 году между настоятельскими корпусами приблизительно того же времени постройки была возведена Входо-Иерусалимская церковь. Большой урон монастырю нанес пожар 1742 года.

Во второй половине XVIII века началось возрождение монастыря. В 1785—1796 годах на месте старого Борисоглебского собора был возведен новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Александровича Львова. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым.

Ее строительство вел известный российский архитектор Яков Ананьин. В 1925 году монастырь был распущен, а на территории монастыря была размещена тюрьма строгого режима, которая находилась там около 50 лет. После нее в монастыре разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а затем разместился Всероссийский историко-этнографический музей.

Руководство музея приложило немало усилий для реставрации архитектурного ансамбля, изуродованного тюрьмой. В 1993 году в монастырь вернулись верующие, разделив помещения монастыря с музеем.

5Зверин-Покровский монастырь

Зверин-Покровский монастырь — бывший женский монастырь в Великом Новгороде. Расположен на левом берегу Волхова, недалеко от места впадения в него реки Гзень. Монастырь был построен на земле, рядом с которой произрастал Зверинец — заповедный лес, в котором охотились новгородские князья.

Зверинец впервые упоминается в Новгородской летописи под 6577 (1069) годом в связи с победой новгородцев над полоцким князем Всеславом.Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Первое упоминание о деревянной церкви Покрова в Зверином монастыре относится к 1148 году.

Запись в летописи сообщает о том, что «бысть дождь с громом июня 27, в неделю, и зажьже гром церковь Святые Богородицы в Зверином монастыре». церковь в монастыре называлась Покров Святой Богородицы. Монастырский храм с ХII века был деревянным, а в 1335 году на его месте архиепископом Василием был построен каменный.

В 1399 году церковь возобновили на общую, собранную новгородцами сумму при архиепископе Иоанне II. Это типичный храм конца XIV века, когда строительство в Новгороде осуществлялось с большим размахом. Древний Покровский храм — одноглавая, четырехстолпная, одноапсидная постройка.

После шведского разорения храм получил новое посвящение в честь Положения ризы Богоматери.Из древних построек в монастыре сохранилась церковь Симеона, сооруженная в 1467 году жителями всего города по случаю свирепствовавшей в то время эпидемии на месте деревянной церкви.

Первый храм был поставлен годом раньше при участии архиепископа Ионы за один день по случаю мора. Церковь св. Симеона принадлежит к числу миниатюрных построек середины XV века. Особенностью храма является его двухэтажность. Первый этаж, подцерковье, использовался как служебное помещение.

Собственно храм располагался на втором этаже, отличаясь особой камерностью пространства. В XVIII веке к монастырю приписываются церкви св. Николы Чудотворца и св. Лазаря, из упраздненных Бело-Никольского мужского и Лазаревского женского монастырей.В 1919 году Зверин монастырь был обращен в приходскую церковь, хотя сестры продолжали в нем жить.

В 1920 году над приходом нависла угроза окончательного закрытия. Сестры предприняли попытку организовать в монастыре сельскохозяйственную молочную артель, но безуспешно. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен верующим только в 1989 году.

Источники: palomniki.su, novgorod.ru, ru.wikipedia.org, новоторжский-борисоглебский-монастырь.рф, mapcy.narod.ru

Источник: //diletant.media/excursions/27331304/

Монастыри России, экскурсии по монастырям России

Старые русские монастыри. Самые древние монастыри России

Самые известные монастыри России. Все о святых местах и паломнических маршрутах по России.

ЛюбыеДля детейДля молодежиМузейная картаЮнеско

  • Северная Осетия, Алагирский р-н, село ХидикусАлания издревле была одним из центров христианства на Кавказе. Некогда здесь было множество православных храмов и монастырей. В неприступных осетинских горах иноки возносили молитвы, совершали подвиги веры, а в случае опасности — и защищались от неприятелей.
  • Воронеж, ул.

    Освобождения труда, 1вАлексиево-Акатов монастырь в Воронежской области считается одним из самых старых, а в самой столице Черноземья он таковым и является. Год его основания — 1620, когда русское войско одержало победу на черкасами и литовцами.

  • Нижний Новгород, пер.

    Мельничный, 8Тем, кто решился на туристическую поездку в Нижний Новгород, придется нелегко: ведь город просто изобилует достопримечательностями. Старинные улочки, набережные, церкви, ландшафтные парки — и каждое место стоит того, чтобы посетить.

  • Осташков, ул.

    Урицкого, 1На краю Осташкова, в окружении прозрачных вод Селигера, скромно уединился Богородицкий Житенный монастырь — идиллически красивая и одновременно с этим строгая обитель, старинный архитектурный памятник и духовный центр Тверского Верхневолжья.

  • Кострома, ул.

    Симановского, 26Вряд ли наберется много людей, посетивших Кострому, но так и не побывавших в Богоявленско-Анастаcиином женском монастыре. Он привлекает путешественников своей красотой и древностью, а зачастую еще и находящейся в нем чудотворной иконой Федоровской Божией Матери.

  • Борисоглебский мужской монастырь — одна из самых посещаемых достопримечательностей Дмитрова. На территории монастыря находится одноименный собор Бориса и Глеба, построенный, по мнению историков, в середине 16 века, церковь Николая Чудотворца и часовня Сошествия Святого Духа.
  • Республика Карелия, Ладожское озероВалаамский архипелаг, состоящий из 50 с небольшим островов, расположился в северной части Ладожского озера. Здесь создан уникальный ландшафтно-архитектурный комплекс, площадь парка — 24,7 тысяч гектар, из которых лишь 3600 га приходятся на острова.
  • Свердловская обл.

    , ВерхотурьеУральский Иерусалим, удивительный регион, где сконцентрировалось огромное количество святых мест, церквей и монастырей, многочисленные тропы к которым вытоптали паломники со всей России, находится на реке Туре в Свердловской области.

  • Серпухов, ул.

    Калужская, 5/3Не так уж далеко от Москвы, на берегу живописной реки Нары среди глухих лесов стоит величественная и очень древняя обитель — Высоцкий монастырь. Основан он был в эпоху великих потрясений и исторического перелома.

  • Свердловская обл., пос.

    ШувакишГанина Яма — это уникальный храмовый комплекс, доминанта которого, естественно, — храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев, в котором хранится мироточащий крест. Историческую ценность представляют и сопутствующие постройки урочища: дом наместника, трапезная, колокольня, музей монастыря и церковная лавка.

  • Переславль-Залесский, пер.

    Музейный, 4Непременно стоит посетить самый знаменитый переславский монастырь — Горицкий. Почти все сохранившиеся сооружения относятся к 17—19 вв. Главный храм монастыря — нарядный собор Успения Богородицы. Его великолепный многоярусный иконостас создавался в 1750-х гг.

  • В Москве немного тихих мест. Донской монастырь — одно из них.

    За мощные стены не проникает городская суета. Здесь царят мир и покой, охраняемые липовыми аллеями, яблоневым садом и строгим кладбищем. Главное чудо в истории монастыря — неожиданная находка святых мощей святителя Тихона.

  • Озеро Валдай, Сельвицкий остров
  • Кострома, ул.

    Просвещения, 1Православный мужской монастырь Русской Церкви Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — один из величайших шедевров православной культуры. Основанный в конце 13 века, он располагается на месте впадения реки Костромы в Волгу. Именно здесь в 1613 году происходило избрание Михаила Романова на престол.

  • Ярославль, ул.

    Первомайская, 19аКазанский женский монастырь Ярославля — архитектурное и духовное сокровище Золотого кольца России. Это действующая обитель 17 века с четырьмя храмами и деревянной звонницей, наполняющей округу переливами колоколов.

  • Вышний Волочек, Красный городокКазанский женский монастырь в Вышнем Волочке — уникальный памятник архитектуры и просто очень интересное место с массой примечательных сооружений. На его территории расположились сразу два старинных собора с исключительной настенной росписью, храм с колокольней и больничный монастырский корпус.
  • Республика Карелия, остров КижиКижи — группа небольших островов в шхерах южной части Заонежского полуострова. На одном из них расположился Кижский погост, включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и ставший основой известного архитектурного музея-заповедника «Кижи».
  • Монастырский комплекс Сурб-Хач (что переводится с армянского как Святой Крест) известен с давних времен — первые упоминания о нем относятся к середине 14 века, по всей видимости, в те годы он и был возведен. Обитель несколько раз перестраивали в 17-18 веках.
  • Спасо-Преображенский монастырь — одно из самых древних сооружений на муромской земле: первое упоминание о нём датируется 1096 г. По преданию, монастырь возник на месте укрепленного двора первого муромского князя Глеба. Долгое время он служил одним из главных оборонительных рубежей города.

Пожалуй, трудно найти еще одну такую страну, в которой было бы такое количество монастырей. В каждом регионе России свои, со своей историей, святыми, легендами.

//www.youtube.com/watch?v=TETFV9MK0uw

На Руси монастыри были не только местом добровольного служения Богу, но и местом ссылок неугодных личностей.

В списке монастырей России сейчас числится порядка 650 объектов. Есть монастыри, снискавшие общемировую известность и привлекающие толпы иностранных туристов, такие как Свято-Троицкая Лавра, Оптина Пустынь, Валаам, Соловки, Спасо-Преображенский, Суздальский и многие другие.

А есть совсем маленькие, почти не посещаемые туристами, где монахи ведут свое хозяйство и молятся за всех грешников. Совершить паломничество по основным монастырям России некоторые верующие считают обязательным для каждого православного и готовятся к этому путешествию задолго.

Самые древние монастыри существуют с 10-12 веков (например, муромский Спасо-Преображенский), а одним из самых молодых считается Свято-Введенский в Иваново (ему около 20 лет).

Каждый монастырь интересен по-своему — богатой ли историей (большинство пострадало от рук советской власти), интересными ли реликвиями, фактами ли исцеления или личностями обитателей монастырских стен.

После посещения монастыря остается ощущение, что ты побывал в другом мире — и это действительно так — монашеская жизнь в корне отличается от жизни мирской. Убедитесь в этом сами.

«Постригся в монахи», «сослали в монастырь» — на Руси монастыри были не только местом добровольного служения Богу, но часто и местом ссылок неугодных личностей (зачастую барышень из высшего общества, чьи мужья обладали достаточной властью сослать надоевшую жену подальше от глаз).

Источник: //tonkosti.ru/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Консультант Кузнецов
Добавить комментарий