Произведи разбор предложения. Синтаксический разбор сложного предложения: Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения

Синтаксический разбор сложного предложения

Произведи разбор предложения. Синтаксический разбор сложного предложения: Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения

Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.

Этот разбор, как правило, выполняют на уроках с 9 класса, когда изучаются значения, виды сложных предложений и пунктуация в них. О том, как ставить знаки препинания в сложном предложении мы уже писали ранее, поэтому сосредоточимся на самом разборе.

Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.

Порядок разбора сложного предложения

1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.

2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.

3.Дать общую характеристику всего предложения.

4.Описать каждую часть отдельно.

Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.

Для примеров мы воспользовались предложениями из рассказов писателя-натуралиста Геннадия Снегирёва.

План разбора сложного предложения

  1. Общая характеристика всего предложения:
  • по цели высказывания,
  • по эмоциональной окраске,
  • по количеству грамматических основ,
  • по виду связи между частями.
  1. Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
  2. Характеристика отдельных частей:
  • по наличию главных членов,
  • по наличию второстепенных членов,
  • по полноте,
  • по наличию осложнений.
  1. Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
  2. Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).

Образцы разбора сложносочинённого предложения

[Мне надоело* жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].

[ = ], и [ – = ].

* – выделены и подчёркнуты главные члены предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным одиночным союзом И, выражающим причинно-следственные отношения между частями: 1 часть – односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[В лесу было мокро], но [листья на деревьях уже распустились].

[ = ], но [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление: 1 часть – односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Весной в горах лежит снег], и [цветут эдельвейсы], и [голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах].

[ = – ], и [ = – ], и [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным повторяющимся союзом И, выражающим одновременные отношения: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, 3 часть – двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена.

[Колокольчик качнулся], но [паутина его удержала], и [я увидел в нём воздушный шарик].

[ – = ], и [ – = ], и [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление, и соединительным одиночным союзом И: 1 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена; 2 и 3 части – двусоставные, распространённые, полные, не осложнены.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения

[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

[ – = и = ], (как = – ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная,  осложнена однородными членами; 2 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

(Кто там живёт), [не знал я раньше].

(Кто = ), [ = – ],

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть – придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

[ – = ], (которую = – ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

[   , (когда = ),  = и = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

[ – = и = ], (что = – ), ( = – ) и ( – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть – главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части – придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

[ – = ], (как  , (на котором – = ),  – =, = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ – придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

[ – = , (пока – = ), и = ], (что – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

Образцы разбора бессоюзного сложного предложения

[Ёлки стоят и не шелохнутся], [на ветках подушки снега намело].

[ – = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – односоставная безличная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинные отношения.

[Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].

[ – = ] — [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями отношения следствия (результат).

бабочки зимой не могут спать]: [они маленькие и нежные], [сразу замёрзнут].

[ – = ] : [ – = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 3 часть – двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, между частями отношения пояснительные.

Образцы разбора сложного предложения с разными видами связи

(Когда мама с работы пришла), [Галя ей ничего не рассказала], и [я тоже].

(Когда – = ), [ – = ],  и [ – ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной и сочинительной связью, СПП и ССП: 1 часть – придаточная обстоятельственная времени, в препозиции, прикреплена союзом КОГДА, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть – главная для 1 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть – двусоставная, нераспространённая, неполная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И, присоединительные отношения.

[Это у паука-серебрянки такой домик под водой], и [там паучата живут], [вот он и носит им воздух].

[ ], [- = ], [- = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и бессоюзной связью, ССП и БСП: 1 часть – двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И; 3 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинно-следственные отношения.

[Мы пили чай], а [узбек рассказывал], (что и дед его, и прадедвсе были гончары).

[ – = ], а [- = ], (что и  -, и  –   —   –  = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и подчинительной связью, ССП и СПП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, прикреплена сочинительным противительным союзом А; 3 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, прикреплена союзом ЧТО, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными подлежащими с обобщающим словом.

[Интересно мне стало]: [простую свинку я знаю], а [морскую никогда не видел].

[ = ] : [- = ], а [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и сочинительной связью, БСП и ССП: 1 часть – односоставная безличная, распространённая, полная; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями пояснительные отношения; 3 часть – двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, соединена с помощью противительного союза А, отношения противопоставления.

[Сел Серёжа в машину], [мама его плащом укрыла], (потому что дождь начал капать).

[ = – ], [ – = ], (потому что – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и подчинительной связью, БСП и СПП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть – главная для 3 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть – придаточная обстоятельственная причины, в постпозиции, прикреплена союзом ПОТОМУ ЧТО, двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена.

[Весной, (когда снег растаял и лес стал зелёный), я проснулся утром и слышу]: [кто-то шуршит под кроватью].

[     , (когда – = ) и ( – = ),  – = и = ] : [  – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной и бессоюзной связью, СПП и БСП: 1 часть – главная для 2 и 3 частей, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 и 3 части – придаточные обстоятельственные времени, в интерпозиции, прикреплены союзом КОГДА, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены, однородное подчинение; 4 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, дополнительные отношения.

Источник: http://ruslita.ru/13-glavnaya/619-sintaksicheskij-razbor-slozhnogo-predlozheniya

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Произведи разбор предложения. Синтаксический разбор сложного предложения: Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
Одним из видов лингвистических разборов, которые необходимы каждому школьнику, является синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Разберем особенности этого вида разбора.

Сложносочиненное предложение состоит из двух или более равноправных частей, которые соединены с помощью сочинительного союза.

Если какие-то части соединены не сочинительным союзом (а подчинительным или же без помощи союза вообще), то такое предложение нельзя назвать сложносочиненным; это предложение с разными видами связи.

Каждая из частей сложносочинённого предложения имеет свою грамматическую основу. Она может быть как односоставной, так и двусоставной.

В частях могут присутствовать или отсутствовать второстепенные члены.

Каждая из частей может быть чем-то осложнена (однородными или обособленными членами, вводными словами и т.д.)

Все это необходимо отразить в разборе.

Выполняя разбор сложного предложения, надо помнить, что необходимо сообщить информацию и о предложении в целом, и о каждой из его частей.

Сначала дается общая характеристика всего предложения, а потом – характеристика каждой из его частей по порядку.

Чтобы легче было давать характеристику, обычно рекомендуется сначала подчеркнуть члены предложения и графически обозначить союзы, соединяющие части сложносочиненного (чаще всего союз обводят овалом).

Затем дается характеристика.

И в конце составляется схема.

Схема необходима при разборе: она лаконично иллюстрирует структуру предложения.

Итак, сначала надо подчеркнуть члены предложения. Начинаем с главных членов (лучше найти их во всех частях сразу, а затем обозначить союзы: это позволит оценить структуру предложения).

Подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое – двумя.

Сочинительные союзы надо обвести овалом.

Затем можно подчеркнуть второстепенные члены:

  • дополнение – пунктиром;
  • определение – волнистой линией;
  • обстоятельство – “точка-тире”.

Чтобы не ошибиться в определении того, каким членом предложения является то или иное слово, необходимо ставить вопрос от того слова, к которому оно относится.

При подробном разборе надо также определить и надписать части речи, которыми выражены члены предложения. При устном разборе обычно достаточно их назвать. Например, сказать: “Подлежащее ЗИМА выражено существительным”.

Если в предложении имеется определение, выраженное причастным оборотом, или обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, оборот подписывается полностью, слова внутри него не разбираются как части речи.

Затем мы даем характеристику (обычно она записывается после предложения в скобках), указывая

  • какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  • какое оно по интонации (восклицательное или невосклицательное);
  • далее пишем “сложносочиненное”, иногда сразу же указывают количество частей.

Затем каждая из частей разбирается отдельно. Про каждую необходимо указать следующее:

  • односоставная или двусоставная (если односоставная, то вид);
  • распространенная или нераспространённая;
  • указать, если эта часть неполная;
  • указать, если эта часть осложнена.

То же самое делают для второй части и так далее.

Каждый раз речь идет только об одной части, а не обо всех; например, если в первой части имеется обращение, не надо упоминать об этом, характеризуя вторую часть.

Наконец, необходимо составить схему. Напомним, что все части сложносочиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а союз ставится между ними. При подробном разборе просят в скобках графически обозначать грамматическую основу: одна линия и две линии, или только одна, или только две, если часть односоставная; сами слова писать не надо.

Разберем предложение

“Михаил хотел посетить еще музей, расположенный на окраине города, но было поздно, и мы, к счастью, уговорили брата перенести экскурсию на другой день”.

Итак, сначала мы подчеркиваем грамматические основы и ищем союзы. Мы видим, что в предложении три грамматические основы (Михаил хотел посетить, было поздно, мы уговорили) и два сочинительных союза: но, и.

Подчеркиваем второстепенные члены. Надписываем части речи. Над обособленным определением, выраженным причастным оборотом, пишем просто “прич.об.”

Вот что у нас получилось.

сущ. глаг. част. сущ. прич.об. сущ. сущ. глаг. кат.сост. мест.

Михаил хотел посетить еще музей, расположенный на окраине города, но было поздно, и мы, к

глаг. сущ. глаг. сущ. мест. сущ.

счастью, уговорили брата перенести экскурсию на другой день.

Теперь даем характеристику.

(Повеств., невоскл., сложносочин. из трех частей; первая часть двусост., распростр., осложнена обособл. опред.; вторая часть односост., нераспр.; третья часть двусост., распростр., осложнена вводным словом).

Составляем схему.

[ ], но [ ], и [ ].

Не следует путать сложносочиненное предложение с предложениями с разными видами связи. Чтобы не ошибиться, надо найти союзы, связывающие части сложного, и убедиться, что они есть везде и они сочинительные.

При разборе сложносочиненного предложения необходимо подчеркнуть все члены предложения и надписать части речи. Характеристика дается сначала общая, а потом по каждой части по отдельности.

В конце составляется схема; скобки квадратные, союз между скобками.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 192.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sintaksicheskiy-razbor-slozhnosochinennogo-predlozheniya-primery.html

Синтаксический разбор сложного предложения. Общий план с примерами

Произведи разбор предложения. Синтаксический разбор сложного предложения: Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения

Синтаксический разбор сложного предложения позволяет повторить и обобщить сведения о сложном предложении, учит видеть структурные особенности данной синтаксической единицы и расставлять необходимые знаки препинания в соответствии с этой структурой. Кроме того, при данном виде разбора привлекаются все имеющиеся сведения о простом предложении, таким образом происходит обобщение и систематизация изученного материала по синтаксису и пунктуации.

Список дидактических единиц, проверяемых на ЕГЭ

В перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене, включены следующие дидактические единицы (нумерация – код элемента содержания, для которого создаются задания):

Все эти дидактические единицы изучаются на уроках русского языка в 9 классе в разделе «Синтаксис и пунктуация», систематизировать и обобщить знания по данным темам помогает синтаксический разбор сложного предложения.

Общий план разбора с примерами

  1. Подчеркнуть члены предложения во всех частях сложного предложения. Указать тип сказуемого и типы второстепенных членов (дополнения, определения, обстоятельства) во всех частях сложного предложения.
    Я выглянул в окно и увидел, что метель разбушевалась.

    Я – подлежащее, выраженное местоимением;

    я (что сделал?) выглянул и увидел – однородные простые глагольные сказуемые;

    метель – подлежащее, выраженное существительным;

    метель (что сделала?) разбушевалась – простое глагольное сказуемое;

    выглянул (куда?) в окно – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

    Утро было солнечным, и день должен быть жарким.
    Утро – подлежащее, выраженное существительным;

    утро (каково? было каким?) было солнечным – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой было и прилагательным солнечным;

    день – подлежащее, выраженное существительным;

    день (каков? должен быть каким?) должен быть жарким –  составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой  быть, кратким прилагательным должен и полным прилагательным в творительном падеже жарким.

    Наступила тишина: он начал петь.

    Тишина – подлежащее, выраженное существительным;

    тишина (что сделала?) наступила – простое глагольное сказуемое;

    он – подлежащее, выраженное местоимением;

    он (что сделал?) начал петь – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой начал и инфинитивом петь.

  2. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.Каждое предложение из приведённых в №1 имеет две грамматических основы, следовательно, является сложным, состоит из двух частей.
  3. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

    Я выглянул в окно и увидел, что метель разбушевалась.

    [ O и O ], (что). Предложение сложное, в первом простом – однородные сказуемые;

    союзное, части соединяются подчинительным союзом что;

    сложноподчинённое;

    первое простое – главное, от него ставится вопрос ко второму предложению: увидел что? Следовательно, второе простое предложение – придаточное изъяснительное.

    Утро было солнечным, и день должен быть жарким.

    [  ], и [  ]. Предложение сложное, связь союзная, простые предложения связаны сочинительным союзом и;

    соединительный союз выражает смысловые отношения последовательности событий;

    предложение сложносочинённое.

    Наступила тишина: он начал петь.

    [  ]:[  ]. Предложение сложное, связь бессоюзная, простые предложения связаны по смыслу и интонационно;

    первое простое объясняет причину того, о чём говорится во втором, поэтому ставится двоеточие.

  4. Охарактеризовать предложение:

    — по цели высказывания;

    — по интонации;

    — по количеству грамматических основ (сложное);

    — указать тип сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное или предложение с разными видами связи (указать какими);

    — если в сложноподчинённом предложении к одному главному относятся несколько придаточных, указать вид подчинения: последовательное, параллельное или однородное.

    Мы вошли в лес, где было много грибов, которые встречались нам на каждом шагу.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;

    союзное, сложноподчинённое;

    первое простое Мы вошли в лес – главное, второе где было много грибов  – придаточное определительное (лес какой?), присоединяется к главному с помощью союзного слова где;

    третье  которые встречались нам на каждом шагу  – придаточное определительное (грибов каких?), присоединяется ко второму простому с помощью союзного слова которые;

    последовательное подчинение.

    Я знал, что она права, что придётся извиняться.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;

    союзное, сложноподчинённое;

    первое простое Я знал – главное, второе и третье что она права, что придётся извиняться относятся ко всему главному и отвечают на вопрос о чём?;

    присоединяются к главному с помощью союзов что;

    являются придаточными изъяснительными;

    однородное подчинение.

    Если хотите достичь успеха, нужно забыть обо всём, что вас отвлекает от цели.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;

    союзное, сложноподчинённое;

    первое предложение Если хотите достичь успеха – придаточное обстоятельственное условия, отвечает на вопрос при каком условии?, присоединяется к главному с помощью союза если;

    второе простое нужно забыть обо всём – главное, третье простое что вас отвлекает от цели – придаточное изъяснительное, отвечает на вопрос о чём?;

    присоединяется к главному с помощью союзного слова что;

    параллельное (неоднородное) подчинение.

    Он позвонил, и, когда дверь открылась, вышла девочка, которую он видел вчера.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 простых;

    предложение с сочинительной и подчинительной связью;

    сочинительная связь: Он позвонил, и вышла девочка;

    два простых предложения связаны сочинительным союзом и, союз соединительный, выражает смысловые отношения последовательности. Подчинительная связь между предложениями вышла девочка (главное), когда дверь открылась (придаточное обстоятельственное времени, присоединяется союзным словом когда), которую он видел вчера (придаточное определительное, присоединяется союзным словом которую);

    параллельное (неоднородное) подчинение.

  5. охарактеризовать каждую часть:

    — указать роль в сложном предложении (главное или придаточное, вид придаточного), для придаточных назвать средство связи (союз или союзное слово);

    — по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать тип);

    — по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);

    — по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

    — по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

    Продолжим разбор на примере последнего рассмотренного предложения:

    Он позвонил, и, когда дверь открылась, вышла девочка, которую он видел вчера.

    Первое простое  Он позвонил – двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено;

    второе простое когда дверь открылась – придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено;

    третье простое вышла девочка – двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено;

    четвёртое простое которую он видел вчера – придаточное определительное, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено.

  6. Если предложение содержит прямую речь или вставное предложение, они рассматриваются как самостоятельные предложения.

    Он сказал: «Помоги мне встать!»

    Он – подлежащее, выраженное местоимением;

    он (что сделал?) сказал – простое глагольное сказуемое;

    помоги – простое глагольное сказуемое;

    помоги (в чём?) встать – дополнение, выраженное инфинитивом;

    помоги (кому?) мне – дополнение, выраженное местоимением.

    Предложение представляет из себя прямую речь, первое предложение Он сказал – слова автора, второе Помоги мне встать – собственно прямая речь.

    Первое предложение Он сказал – повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено. Второе предложение Помоги мне встать – побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, ничем не осложнено.

    Сергей (ему тогда исполнилось девять лет) тоже поехал вместе с родителями.

    Предложение  Сергей тоже поехал вместе с родителями повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено вставной конструкцией  ему тогда исполнилось девять лет.

    Вставная конструкция ему тогда исполнилось девять лет представляет собой предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное; ничем не осложнено.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Источник: http://olgadyachenko.ru/sintaksicheskij-razbor-slozhnogo-prelozheniya.html

Синтаксический разбор предложения

Произведи разбор предложения. Синтаксический разбор сложного предложения: Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5.

Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное.

      Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.

    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.

  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора.

    Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.

  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor – uchim.org

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое – простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое – какой формой глагола;
    • составное глагольное – из чего оно состоит;
    • составное именное – какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные.

Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным.

Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания.

И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение.

Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями.

Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их.

Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи.

Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Консультант Кузнецов
Добавить комментарий