Откуда появился мат в русском языке.

Откуда появился русский мат

Откуда появился мат в русском языке.

Среди множества людей бытует мнение, что матерные слова, выражения и матерная брань(матерщина) существует только в русском языке. Однако, это не так. Нецензурные выражения и слова, ругательства используют в своей речи люди всех национальностей, говорящие на всех языках мира. Более того, как это не печально сознавать, мат является неотъемлемой частью практически любого языка.

Почему люди ругаются матом

Ученые: психологи и лингвисты, многие годы изучая причины по которым мы ругаемся непристойными словами и выражениями пришли к определенному выводу. Прекрасно понимая, что это не красиво, часто оскорбляет окружающих и характеризует нас не лучшим образом, люди сквернословят по следующим причинам:

• Что-бы кого-либо оскорбить;

• сделать свою речь насыщенной эмоциями;

• вставляя бранные слова как междометия;

• снять стресс, эмоциональное или физическое напряжение;

• обратить на себя внимание;

• показать себя своим в компании говорящей подобным образом.

Следует отметить, что практически во всех вышеописанных случаях, человек ругающийся матом проявляет себя не слишком умным, не образованным и имеющим маленький словарный запас.

Возникновение слова «мат»(этимология)

Перед тем, как узнать откуда появились бранные, матерные слова, будет не лишним разобраться в возникновении самого слова «мат», «матерщина». Интересно, что изучая древние берестяные грамоты, дошедшие до нас из глубины веков, ученые обнаружили там бранные слова, которые употреблялись нашими предками сотни лет назад.

По мнению историков и лингвистов слово «мат» появилось в славянских языках от всеми уважаемого и любимого термина «мать», то-есть «мама». Дело в том, что в древности первыми ругательствами славян, направленными на оскорбление кого-либо, были слова оскорбляющие мать оскорбляемого. Отсюда в разговорную речь вошли термины «послать к матери», «материться».

О древности происхождения этих терминов говорит также наличие подобных фраз в близких по происхождению других славянских языках, а именно украинском и белорусском. В белорусском языке термин «мат» звучит как «матарызна», а в украинском как «матюки».

Изучая вопрос о том, откуда появились бранные, не цензурные слова и выражения, можно узнать, какое название имеют матерные слова в языках других народов.

Так, в польском языке они называются plugawy jzyk (грязный язык) и wulgaryzmy (вульгаризмы), в английском — profanity (богохульство), во французском — impit (неуважение), а в немецком — Gottlosigkeit (безбожие).

Когда возникли матерные слова в русском языке

Наибольший интерес вызывает вопрос о возникновении не нормативной лексики в русском языке. Ни для кого не секрет, что мат на просторах России распространен настолько, что его можно смело назвать некоторым сленгом. Он широко распространен и охватывает практически все слои общества. Когда-же появился русский мат и почему получил такое широкое распространение?

Долгое время существовала версия, согласно которой мат в русский язык привнесли татаро-монгольские кочевники державшие в повиновении древнюю Русь целых 300 лет. И именно они научили наших предков ругаться матом. Однако, дальнейшие исследования доказали ошибочность данной теории.

Во время археологических изысканий были найдены доказательства, в том числе и берестяные грамоты, содержащие матерные слова и выражения. Так-как эти письменные источники являлись документами более раннего периода, чем покорение древней Руси ордой, вполне логично было сделать вывод, что матерная брань употреблялась жителями славянских территорий гораздо раньше.

Первые берестяные грамоты, найденные археологами и содержащими не нормативную лексику датируются XII—XIII вв.

На основании этих находок, ученые сделали вывод, что матерные слова появились в русском языке гораздо раньше, чем у славянских народов появилась письменность, а следовательно истоки происхождения матерных слов и выражений следует искать в праславянском языке(общеславянский язык, от которого произошли все славянские языки).

Самые распространенные версии происхождения матерной брани

Ученые-лингвисты, которых также называют языковедами, до сих пор не имеют общего мнения о возникновении бранных слов. Однако, существует несколько предположений, которые привели к мысли, что происхождение матерных слов тесно связано с древними религиозными культами.

Некоторые исследователи считают, что в стародавние времена матерным словам приписывали некую магическую силу и матерщина являлась своего рода проклятием. Поэтому использование в просторечии подобных слов строго запрещалось, так как это могло нанести вред, принести беду окружающим и самому человеку произносящему проклятие.

Другие ученые полагают, что бранные слова служили для наших предков психологическим оружием против своих врагов, сражаясь с которыми было принято оскорблять противника и ругать чужих богов, что делало врага более слабым. Отголоски этих верований можно проследить в военном деле даже сегодня.

Также существует еще одно предположение, согласно которому упоминание в бранной лексике детородных органов мужчин и женщин, а так-же сексуальных действий различного характера были обращением к древним богам плодородия. Таким образом наши далекие предки обращались к своим богам за помощью в трудную минуту.

Собрав воедино все эти размышления и догадки, ученые-лингвисты пришли к выводу, что матерная брань является измененными веками отголосками древних культов, а сами выражения с использованием матерных слов не что иное, как продукт своеобразного народного творчества.

Отношение общества к матерной брани

Говоря об отношении современного общества к использованию не нормативной лексики и в том числе матерным выражениям, можно с уверенностью сказать, что оно совершенно отрицательное. Современный человек, если он считает себя воспитанным и культурным, должен считать недостойным употребление подобных слов и выражений.

Если употребление мата в речи людей древности, возможно, было в какой-то мере оправданным ввиду их низкого уровня интеллекта и первобытной верой в силу заклинаний и различных заговоров, то современные люди вряд-ли должны вести себя как их далекие предки.

Употребление неприличных слов и выражений современным человеком может говорить только о его низком интеллекте, маленьком словарном запасе или плохом воспитании и распущенности.

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/18211-otkuda-pojavilsja-russkij-mat.html

Откуда в русском языке появился мат?

Откуда появился мат в русском языке.

Мат нельзя считать чисто русским «изобретением». Ругаются и немцы, и испанцы, и англичане. Однако русская обсценная лексика уникальна. Только в России есть полностью табуированные слова и слова, которые нет-нет, да и можно произносить.

Кто научил русских ругаться, и какие запретные ныне слова раньше не считались матерными? Разбираемся в происхождении русских ругательств и способах борьбы с ними.

Появление мата в русском языке

Одна из самых распространённых версий говорит о том, что мат славяне переняли у татаро-монгол. Но далеко не все историки согласны с этой версией. Во-первых, нецензурная лексика у кочевых народов не была распространена. Во-вторых, русские берестяные грамоты показывают, что мат на Руси появился задолго до пришествия татаро-монгол.

В целом русская обсценная лексика основана на четырёх корнях. Все ругательства — производные от этих оснований. Корни встречаются в македонском, словенском и других языках, родственных славянскому. По всей видимости, русский мат зародился в языческих культах.

Скорее всего, ругательства изначально использовали вовсе не для оскорбления. Очевидно, с помощью ругани заговаривали скот или призывали дождь. Например, в Сербии крестьяне подбрасывали в воздух топор и ругались, пока он летел.

Таким образом язычники привлекали внимание высших сил и вызывали дождь.

Некоторые матерные слова были священны или использовались для отведения порчи. Скажем, в славянских племенах ребёнка могли назвать Лихим Упырём или присвоить прозвище покрепче. Это не означало, что родители не любили или проклинали ребёнка. Напротив, они хотели отвадить беду.

Считалось, что к человеку с подобным именем не может пристать ничего дурного. Более того, подобные традиции встречаются и у древних римлян. Во время триумфа — пикового момента в жизни полководца — солдаты и подчинённые бранили триумфатора. Ругань должна была привлечь удачу.

Вместе с этим был на Руси мат, который носил сугубо негативный характер. Материться — значит ругаться «по матери». То есть упоминать интимные и неприличные подробности. Зачастую основа древней ругани — слова, описывающие половой акт или половые органы. Мат неразрывно связан с чувством стыдливости. Человек, который использовал ругательства, бросал другому вызов.

Другими словами, он оглашал вслух всё то, что было не принято произносить. Российский филолог Борис Успенский выделял три варианта главной «формулы» русских ругательств: осквернение земли, связи с родителями и упоминание о трясении земли. Важно отметить, что мат использовался также и на поле брани, отсюда — бранные слова.

Когда воины выдыхались, ругательства были необходимы для быстрого воодушевления.

Борьба с русским матом в XIII веке

Активную борьбу с матом на Руси начали после принятия христианства. Новая религия запрещала ругань, в том числе из-за её языческих корней. Вследствие появились строгие табу и предписания.

В частности, циркуляры и указы иерархов однозначно запрещали христианам пользоваться матерными славянскими словами. Однако обсценная лексика постоянно менялась. В результате появлялись новые слова, которые не воспринимались как ругательства.

На законодательном уровне мат в России запретили в XVIII веке. До этого момента встретить ругательное слово можно было даже в официальном документе.

Наиболее древние свидетельства обесценной лексики — новгородские берестяные грамоты. Стоит отметить, что в документах мат использовался с ритуальным смыслом или для придания грамоте шутливого оттенка.

Так, в XIII веке из Новгорода в Старую Руссу была отправлен документ со словами: «…назовало еси сьтроу коровою и доцере б**дею». Грамоту написала знатная женщина, которая просила своего брата вступиться за себя и сестру.

Некий мужчина обвинил даму в финансовых махинациях, назвав её сестру (сьтроу) — «коровою», а саму женщину — блудницей.

Интересно, что в XIII веке слово «б*ядь» не считалось ругательством. Произошедшее от слова «блуд», оно встречается даже в церковнославянских документах.

Так называли женщин, чья жизнь была близка к жизни проститутки. Несмотря на то, что слово не считалось ругательством, в высшем обществе его не использовали.

Если даму публично называли блудницей или другими производными от этого слова, её чести наносили глубокое оскорбление.

В Новгородской первой летописи тоже есть матерные вставки. В 1346 году под стенами Новгорода с войском встал великий литовский князь Ольгерд. Знатный правитель был оскорблён жителем Новогорода Остафеем Дворянинцем.

Князь требовал восстановления своей чести за следующий проступок жителя Новгорода: «…лаял ми посадник ваш Остафей Дворянинец, назвал мя псом». В итоге новгородцы лично учинили расправу над Остафеем.

Горожане хотели избежать конфликта с видным литовским правителем. Ради мира Остафея убили на вече.

За счёт изучения источников учёные установили, что в XVI веке в русском языке существовало 67 названий рек, сёл, городов, которые произошли от матерных слов. В XVII веке иностранные путешественники отмечали в своих дневниках, что ругань крайне распространена в русском языке.

Русский матерный язык — уникальное явление

Русский мат имеет три основы: женские половые органы, мужские половые органы и процесс, который происходит между ними. Всё остальное относится к обсценной или ненормативной лексике. Она матом не является. Именно в этом кроется особенность русской ругани — она многослойна.

Таким образом, есть в России слова, которые жёстко табуированы. Другая категория — обычная брань и ругань. Иностранные языки устроены иначе. Например, в английском и немецком все нецензурные слова одинаковы с точки зрения культурных норм. Все они запрещены на законодательном уровне.

И в России, и за рубежом в начале XX века мат воспринимался как нечто запретное, но желанное. В частности, ругань сделала неплохую рекламу пьесе «Пигмалион» Бернарда Шоу. Ещё до премьеры публике объявили, что во время спектакля актриса произнесёт со сцены бранное слово. Это известие породило интригу вокруг пьесы.

Актриса действительно употребила ненормативную лексику, выкрикнув на весь зал: «Not bloody ly!» (дословно «bloody» — кровавый, эквивалент русских ругательств «чёртов», «грёбаный»). Зрители тут же начали свистеть, шуметь, смеяться и топотать. Примерно таким же было отношение представителей русского светского общества к ругани.

В приличном обществе никто не использовал мат. Но в кулуарах такая лексика активно использовалась.

В XVIII веке ввели табу на использование мата в печатных средствах массовой информации. Здесь берёт своё начало выражение «нецезурная лексика», то есть слова, которые не подвергались цензуре.

В XIX веке мат, запрещённый официально, активно использовался творческими людьми для неофициальных переписок. Зачастую поэты писали особые, нецензурные стихи.

Например, обсценная лексика встречается в стихотворениях Пушкина:

В Академии наукЗаседает князь Дундук.Говорят, не по заслугамДундуку такая честь.Почему ж он заседает?

Потому что *опа есть.

Сегодня отношение к мату изменилось. Всё чаще нецензурная лексика используется как средство пиара. Жаргон наряду с матом вошёл в моду и проскальзывает даже в официально зарегистрированных средствах массой информации.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5930fb857ddde84c29e24b43/5c76625800500800b3d6e58c

Кто научил Русь материться?

Откуда появился мат в русском языке.

Русский язык велик и могуч. Причем не только в его цензурной части, но и в нецензурной. Кто научил русских ругаться, разбиралась Снежана Петрова.

История появления первых ругательств на Руси — дело давнее и темное. Как часто бывает в подобных ситуациях, единого мнения нет, но есть несколько самых популярных версий. Например, поговаривают, что русских научили материться татары и монголы, а до ига, якобы, не знали на Руси ни одного ругательства. Однако есть несколько фактов, опровергающих это.

Во-первых, у кочевников не было обычая сквернословить. В подтверждение этому — записи итальянского путешественника Плано Карпини, посетившего Центральную Азию. Он отмечал, что у них бранные слова вовсе отсутствуют в словаре.

История, что мат появился на Руси во время ига, — миф

Во-вторых, о том, что русские активно использовали мат, свидетельствуют берестяные грамоты XII—XIII вв.еков, найденные в Новгороде. Так, на образце № 330 (XIII век) написана рифмованная дразнилка, которая переводится как «гузка е… т другую гузгу, задрав одежду».

На другой грамоте из Новгорода № 955 (XII век) — письмо от свахи к Марене, знатной даме. Сваха Милуша пишет, что пора бы Большой Косе (видимо, дочери Марены) выходить замуж за некого Сновида и прибавляет: «Пусть влагалище и клитор пьют».

Аналогичный текст встречается в народных частушках, и в устах свахи это — пожелание, чтобы свадьба состоялась.

В-третьих, лингвисты, проанализировав аналогичную лексику в современных славянских языках, пришли к мысли о всеобщем славянском характере мата.

Например, словарик сербской бранной фразеологии, подготовленный Неделько Богдановичем, показывает, что не только лексика, но и модели обсценных выражений в сербском и русском очень близки.

То же можно сказать и о моделях бранной лексики словацкого и польского языков.

То, что сегодня считается матом, раньше было обычными словами

Итак, мат — это неотъемлемая часть славянской культуры. Почему же эти слова появились в языке? В основе многообразия бранных слов лежит так называемая обсценная триада — три ругательства, которые означают женские и мужские гениталии, а также половой акт. И это неспроста.

Функции деторождения придавалось высокое значение, поэтому слова для обозначения органов и самого процесса зачатия были сакральными. По одной из гипотез, мат восходит к славянским заговорам: его произносили в трудную минуту, обращаясь за помощью к магической силе, которая содержится в половых органах.

По другой версии, брань выражала проклятия и использовалась колдунами.

С переходом же к христианству святыни язычества были уничтожены, знаковые системы поменялись, и фаллоозначающая лексика оказалась табуированной. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь — народ продолжал ругаться, а церковь в ответ на это — бороться с матерщинниками.

Здесь важно отметить, что те, слова, которые мы считаем ругательствами сегодня, не воспринимались как брань в те времена.

Иначе как объяснить, что православные священники активно употребляли в своих посланиях и поучениях слово, обозначающее девушку легкого поведения?! Оно встречается, например, в Послании протопопа Аввакума царевне Ирине Михайловне Романовой (ок. 1666 г.) и в его «пятой» челобитной царю Алексею Михайловичу (1669 г.).

Ругательства есть на берестяных грамотах XII века

Только относительно недавно — начиная с XVIII века — нынешний мат стал матом. До того эти слова обозначали или физиологические особенности (или части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами. Например, слово, которым сейчас называют распутных девушек, по происхождению — высокий славянизм. До XV века оно имело значение «лжец, обманщик».

В русском языке сохранилось слово блудить, первое значение которого было — «заблуждаться, стоять на распутье и не знать истинной дороги». Второе же значение — уже телесное, буквально «распутничать». В прямом значении слово употреблялось до времен бироновщины, когда было объявлено непристойным.

Словарь русского языка XVIII века” дает его со всеми производными, оговаривая, что после 1730-х годов оно стало непечатным.

Ругательству же, обозначающему мужской половой орган, соответствует слово «хер», что в древнерусском языке означало «крест». Соответственно, «похерить» — значит перечеркнуть крест на крест.

На Руси первые запреты на брань появились с принятием христианства

Во второй половине XVIII века происходит жесткое разделение литературной лексики и разговорной, бранные слова попали под запрет. Использование в печатных изданиях обсценной лексики стало невозможным.

Правило сохранялось до конца XX, и нецензурщина оставалась уделом «неофициальной» части творческого наследия поэтов и писателей: эпиграммы и сатирические стихотворения Пушкина, Лермонтова и других авторов, содержавшие срамные слова, ими самими не публиковались и вообще в России обнародованию не подлежали (политические эмигранты из России начали публиковать их в Европе лишь во второй половине XIX века).
В современной России отношение к обсценной лексики двоякое. С одной стороны, существует официальный запрет на использование ее в СМИ и печати, а за ругань в общественном месте грозит штраф. С другой, — писатели, музыканты, актеры активно используют мат как средство выразительности.

Источник: https://diletant.media/articles/27886759/

Откуда появился мат и что означает крепкое словцо?

Откуда появился мат в русском языке.

Как и почему появился мат в русском языке? Почему другие языки обходятся без него? Быть может, кто-то скажет, что при развитии цивилизации, с улучшением благосостояния граждан в подавляющем большинстве стран нашей планеты необходимость в мате естественно отпала? Россия уникальна тем, что в ней этих улучшений так и не наступило, и русский мат остался в девственной, первобытной его форме…

Откуда всё-таки он к нам пришёл?

Ранее распространялась версия о том, что мат появился в мрачные времена татаро-монгольского ига, а до прихода татар на Русь русские вообще не матерились, а ругаясь, называли друг друга лишь собаками, козлами да баранами.

Однако это мнение ошибочно и отрицается большинством ученых-исследователей. Конечно, нашествие кочевников повлияло на быт, культуру и речь русского народа.

Возможно, такое тюркское слово, как «баба-ягат» (рыцарь, витязь), сменило социальный статус и пол, превратившись в нашу Бабу Ягу. Слово «карпуз» (арбуз) превратилось в упитанного маленького мальчика.

А вот термином «дурак» (остановка, привал) стали называть неумного человека. В. В. Верещагин, «Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся», 1873 г.
Источник: artchive.ru

Мат к тюркскому языку не имеет никакого отношения, потому что у кочевников не принято было сквернословить, и бранные слова полностью отсутствовали в словаре. Из русских летописных источников (древнейшие известные образцы в берестяных грамотах XII века из Новгорода и Старой Руссы. См. «Обсценная лексика в берестяных грамотах».

Специфика употребления некоторых выражений комментируется в «Русско-английском словаре-дневнике» Ричарда Джемса (1618−1619).) известно, что матерные слова появились на Руси задолго до татаро-монгольского нашествия.

Лингвисты усматривают корни этих слов в большинстве индоевропейских языков, но такое распространение они получили только на русской земле.

Так почему все-таки из множества индоевропейских народов мат прилип только к русскому языку? Исследователи объясняют этот факт еще и религиозными запретами, которые у других народов появились раньше по причине более раннего принятия христианства.

В христианстве, как и в исламе, сквернословие считается великим грехом. Русь приняла христианство позже, а к тому времени вместе с языческими обычаями мат прочно укоренился среди русского народа. После принятия на Руси христианства сквернословию была объявлена война. С. В.

Иванов, «Христиане и язычники»
Источник

Этимология слова «мат» может показаться достаточно прозрачной: якобы оно восходит к индоевропейскому слову «mater» в значении «мать», которое сохранилось в разных индоевропейских языках. Однако в специальных исследованиях предлагаются другие реконструкции.

Так, например, Л. И. Скворцов пишет:

«Буквальное значение слова „мат“ — это „громкий голос, крик“. В его основе лежит звукоподражание, то есть непроизвольные выкрики „ма!“, „мя!“ — мычание, мяуканье, рев животных в период течки, брачных призывов и т. д.».

Такая этимология могла бы показаться наивной, если бы не восходила к концепции авторитетного Этимологического словаря славянских языков:

«…Русский мат, — производное от глагола «matati» — «кричать», «громкий голос», «крик», родственно слову «matoga» — «матаситься», т. е. кривляться, ломаться, (о животных) мотать головой, «матошить» — тревожить, беспокоить. Но «matoga» во многих славянских языках означает «привидение, призрак, чудовище, страшилище, колдунья»…

Что он означает?

Основных матерных слов три и обозначают они половой акт, мужские и женские гениталии, все остальные являются производными этих трех слов.

Но ведь в других языках эти органы и действия тоже имеют свои названия, которые почему-то не стали ругательными словами? Чтобы понять причину появления матерщины на русской земле, исследователи заглянули в глубь веков и предложили свой вариант ответа.

Они считают, что на огромной территории между Гималаями и Междуречьем, на бескрайних просторах жили немногочисленные племена пращуров индоевропейцев, которые должны были размножаться, чтобы расширить свой ареал обитания, поэтому огромное значение придавалось детородной функции.

А слова, связанные с детородными органами и функциями, считались магическими. Их запрещали произносить «всуе», чтобы не сглазить, не навести порчу. Нарушали табу колдуны, за ними неприкасаемые и рабы, которым закон был не писан. М. В. Нестеров, «За приворотным зельем», 1888 г.

Источник: hudojnik-peredvijnik.ru

Постепенно появилась привычка выражаться матом от полноты чувств или просто для связки слов. Основные слова стали обрастать множеством производных. Не так давно, всего-то тысячу лет назад, в число ругательств вошло слово, обозначающее женщину легкого поведения «бл*ть». Происходит оно от слова «блевать», то есть «исторгать мерзость».

Но самым главным матерным словом по праву считается то самое слово из трех букв, которое встречается на стенах и на заборах всего цивилизованного мира. Его в качестве примера словообразования и разберём.

Когда же появилось это трехбуквенное слово? Одно скажу точно, что явно не в татаро-монгольские времена. В тюркском наречии татаро-монгольских языков этот «предмет» обозначается словом «кутах».

Кстати, многие сейчас носят фамилию, происходящую от этого слова и ничуть не считают ее неблагозвучной: «Кутахов».

А как же называли детородный орган в стародавние времена? Многие славянские племена его обозначали словом «уд», от которого, кстати говоря, происходит вполне приличная и цензурная «удочка». Но всё-таки у большинства племён детородный орган назывался не иначе, как «х*й».

Однако это трёхбуквенное слово примерно в XVI веке заменилось на также трёхбуквенный более литературный аналог — «хер». Большинству грамотных людей известно, что именно так (хер) называлась 23-я буква кириллицы, превратившаяся после революции в букву «ха».

Источник

Тем, кто это знает, кажется очевидным, что слово «хер» — это эвфемистическое замещение, возникшее вследствие того, что заменяемое слово начинается с этой буквы. Однако на самом деле не всё так просто.

Дело в том, что те, кто так думает, не задаются вопросом, а почему, собственно говоря, буква «Х» называется хером? Ведь все буквы кириллицы названы славянскими словами, значение большинства из которых современной русскоязычной публике понятно без перевода. Что означало это слово до того, как стать буквой?

В индоевропейском языке-основе, на котором говорили далекие предки славян, балтов, германцев и других европейских народов, слово «хер» обозначало козла. Слово это родственно латинскому «hircus». В современном русском языке родственным ему словом остается слово «харя». Этим словом еще недавно называли козлиные маски, использовавшиеся ряжеными во время колядок.

Похожесть этой буквы на козла в IX столетии для славян была очевидной. Две верхние палки — это рога, а две нижние — это его ноги. Тогда у многих народностей козёл символизировал плодородие, а бог плодородия изображался в виде двуногого козла.

У этого истукана между двух ног находился орган, символизирующий плодородие, который и носил название «уд» или «х*й». В индоевропейском языке эта часть тела называлась «пэсус», ему соответствует санскрит «पसस्», что на древнегреческий переводится как «peos», латинское «penis», староанглийское «faesl».

Слово это происходит от глагола «пэсэти», означающую первичную функцию этого органа — испускать мочу.

Таким образом, можно сделать вывод, что мат возник в давние времена и ассоциировался с языческими обрядами. Мат — это прежде всего способ продемонстрировать готовность нарушить табу, преступить определенные границы.

Поэтому тематика ругательств в разных языках схожая — «телесный низ» и всё, что связано с отправлением физиологических потребностей.

Кроме «телесных ругательств», у некоторых народов (в основном франкоязычных) существуют ругательства богохульные. У русских этого нет.

И ещё один важный момент: с матом нельзя смешивать арготизмы, которые абсолютно не являются матом, а скорее всего, просто сквернословной бранью. Как, например, одних только воровских арготизмов со значением «проститутка» в русском языке десятки: алюра, баруха, маруха, профурсетка, шалава и т. д. словообразование, ругательства, матерщина, русский мат

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/51725/

Откуда в русском языке появился мат?

Откуда появился мат в русском языке.

Мат нельзя считать чисто русским «изобретением». Ругаются и немцы, и испанцы, и англичане. Однако русская обсценная лексика уникальна. Только в России есть полностью табуированные слова и слова, которые нет-нет, да и можно произносить.

Кто научил русских ругаться, и какие запретные ныне слова раньше не считались матерными? Разбираемся в происхождении русских ругательств и способах борьбы с ними.

Появление мата в русском языке

Одна из самых распространённых версий говорит о том, что мат славяне переняли у татаро-монгол. Но далеко не все историки согласны с этой версией. Во-первых, нецензурная лексика у кочевых народов не была распространена. Во-вторых, русские берестяные грамоты показывают, что мат на Руси появился задолго до пришествия татаро-монгол.

В целом русская обсценная лексика основана на четырёх корнях. Все ругательства — производные от этих оснований. Корни встречаются в македонском, словенском и других языках, родственных славянскому. По всей видимости, русский мат зародился в языческих культах.

Скорее всего, ругательства изначально использовали вовсе не для оскорбления. Очевидно, с помощью ругани заговаривали скот или призывали дождь. Например, в Сербии крестьяне подбрасывали в воздух топор и ругались, пока он летел.

Таким образом язычники привлекали внимание высших сил и вызывали дождь.

Некоторые матерные слова были священны или использовались для отведения порчи. Скажем, в славянских племенах ребёнка могли назвать Лихим Упырём или присвоить прозвище покрепче. Это не означало, что родители не любили или проклинали ребёнка. Напротив, они хотели отвадить беду.

Считалось, что к человеку с подобным именем не может пристать ничего дурного. Более того, подобные традиции встречаются и у древних римлян. Во время триумфа — пикового момента в жизни полководца — солдаты и подчинённые бранили триумфатора. Ругань должна была привлечь удачу.

Вместе с этим был на Руси мат, который носил сугубо негативный характер. Материться — значит ругаться «по матери». То есть упоминать интимные и неприличные подробности. Зачастую основа древней ругани — слова, описывающие половой акт или половые органы. Мат неразрывно связан с чувством стыдливости. Человек, который использовал ругательства, бросал другому вызов.

Другими словами, он оглашал вслух всё то, что было не принято произносить. Российский филолог Борис Успенский выделял три варианта главной «формулы» русских ругательств: осквернение земли, связи с родителями и упоминание о трясении земли. Важно отметить, что мат использовался также и на поле брани, отсюда — бранные слова.

Когда воины выдыхались, ругательства были необходимы для быстрого воодушевления.

Поле брани: научное осмысление феномена русского мата

Откуда появился мат в русском языке.

Работы Б.А. Успенского, проливающие свет на происхождение русского мата, стали классическими.

Исследуя данную тему, Успенский упоминает о ее крайней табуированности, в связи с чем в литературной традиции разрешаемыми могут считаться лишь «церковнославянизмы типа совокупляться, член, детородный уд, афедрон, седалище».

В отличие от многих западноевропейских языков, прочая «народная» обсценная лексика в русском языке фактически является табу.

Именно поэтому матерные слова были изъяты из словаря Даля, русского издания «Этимологического словаря» Фасмера, сказок Афанасьева; даже в академических собраниях сочинений Пушкина матерные выражения в художественных произведениях и письмах заменяются многоточиями; «Тень Баркова», известная обилием матерных слов (напр.: Уж ночь с *** [похотливою] луной / На небо наступала / Уж *** [падшая женщина] в постеле пуховой / С монахом засыпала) вообще не печаталась во многих собраниях сочинений. Такая табуированность мата, затрагивающая даже профессиональных филологов, связана, по мнению Успенского, с «целомудрием цензоров или редакторов», а Достоевский говорит даже о целомудрии всего российского народа, оправдывая обилие матерных слов в русском языке тем, что, в сущности, они не всегда означают что-то плохое.

Действительно, мат может служить и дружеским приветствием, и одобрением, и выражением любви. Если он так многозначен, то возникает вопрос: откуда же появился мат, каковы его исторические корни? Теория Успенского предполагает, что когда-то мат имел культовые функции.

В доказательство этого можно привести примеры матерных слов и выражений из русских языческих свадебных или сельскохозяйственных обрядов, в которых мат мог быть связан с культами плодородия. Интересно, что русский филолог Борис Богаевский сопоставляет русский мат с греческим сквернословием земледельцев.

Христианская же традиция запрещает матерную ругань в обрядах и быту, ссылаясь на то, что она «позорная лая» оскверняет душу, что «еллинское…словие» [словоблудие] — это бесовская игра. Запрет русского «срамословья», то есть матерной лексики, был напрямую связан с борьбой православия против языческих культов, в которых она использовалась.

Смысл запрета становится особенно понятен ввиду того, что матерная брань «в ряде случаев оказывается функционально эквивалентной молитве». Найти клад, избавиться от болезни или козней домового и лешего в языческом мышлении можно было с помощью мата.

Поэтому в славянском двоеверии часто можно было найти два параллельных варианта: или прочесть перед нападающим чертом молитву, или выругаться на него матом. Находя корни русского мата в языческих ритуальных заклинаниях и проклятиях, Успенский связывает так называемую главную формулу русского мата («*** твою мать») с архаическим культом земли.

Един человек одноважды в день по-матерну избранится, —

Мать сыра земля потрясется,

Пресвятая Богородица с престола сотранется

В связи с двоеверческими славянскими представлениями о «трех матерях» — матери-земле, Богородице и родной — мат, направленный на оскорбление матери адресата, одновременно заклинает и сакральных матерей, оскверняя само материнское начало.

В этом можно найти отголоски языческих метафор о беременности земли и совокупления с ней; одновременно этим можно объяснить поверье о том, что под ругающимся матом разверзается земля или что ругань может потревожить предков (лежащих в земле).

Прояснив объект матерной формулы, Успенский переходит к субъекту: анализируя формы выражения «*** твою мать», он приходит к выводу, что ранее фраза не была безличной. Осквернение производил пес, о чем свидетельствуют старинные и более полные упоминания матерной формулы: например, «Чтоб пес взял твою мать».

Пес был субъектом действия в данной формуле как минимум с XV века во многих славянских языках; таким образом, «песья лая», как издревле называли мат, связана с мифологией собаки, «дана псом».

Нечистота пса — древняя категория, предшествовавшая славянской мифологии, но и отраженная в уже более поздних христианских представлениях (например, в рассказах о псеглавцах или преображении киноцефала Христофора).

Пес сравнивался с иноверцем, так как у обоих нет души, оба ведут себя неподобающим образом; именно по той же причине духовникам не разрешалось держать собак. С этимологической точки зрения пес также нечист — Успенский связывает лексему «пес» с другими словами индоевропейских языков, в том числе с русским словом «***» [женский половой орган].

Таким образом, Успенский предполагает, что образы пса-осквернителя и матери-земли во фразе «пес *** твою мать» восходят к мифологическому браку громовержца и матери-земли. Сакральный брак, в ходе которого землю оплодотворяют, оскверняется в данной формуле травестийной заменой громовержца на пса, его мифологического соперника.

Поэтому матерная фраза становится кощунственным заклинанием, оскверняющим божественную космогонию.

В более поздней народной традиции этот миф редуцируется, и мать-земля становится матерью собеседника, а мифологический пес — обычной собакой, а потом фраза и вовсе обезличивается (глагол «***» [вступать в сексуальные отношения] может соответствовать любому лицу единственного числа).

На глубинном (исходном) уровне матерное выражение соотнесено, по-видимому, с мифом о сакральном браке неба и земли — браке, результатом которого является оплодотворение земли.

На этом уровне в качестве субъекта действия в матерном выражении должен пониматься бог неба, или громовержец, а в качестве объекта — мать-земля.

Этим объясняется связь матерной брани с идеей оплодотворения, проявляющаяся в частности в ритуальном свадебном и аграрном сквернословии.

А.А. Беляков, ссылаясь на легенды русского фольклора, возводит происхождение мата к мифу о «славянском Эдипе»: однажды мужчина убил своего отца и осквернил свою мать.

Затем он дал «матерную формулу» своим потомкам — для того, чтобы навлекать с ее помощью на противников проклятия предков или призывать предков на помощь.

Беляков соглашается с тем, что более глубокие корни этой легенды находятся в ранних языческих культах, связанных с почитанием «матери сырой земли и идеей ее оплодотворения».

И.Г. Яковенко в своей статье о мате отмечает, что традиционная культура, патриархальная по своему складу, склонна профанировать роль женщины. Именно этот мотив мы видим в матерных формулах — почти всегда они связаны с грубыми образами насилия над женщиной.

Яковенко противопоставляет «знак высшей опасности» («…» [женский половой орган], женское начало) мужскому фаллосу, «знаку-защитнику», приводя в пример множество матерных выражений.

Как оказывается, женских обсценных формул гораздо меньше, чем мужских; более того, женская парадигма носит окраску чего-то убогого, ложного, имеющего отношение к несчастью, воровству, лжи («…» [конец], «…» [украсть], «…» [врун]), в то время как мужская парадигма мата отсылает к табуации или опасности.

Вредоносный характер женщины, воспринимаемой через женский символ, вагину, подчеркивается в многочисленных пословицах и поговорках, сказках и легендах: мы можем вспомнить приводимые В.Я. Проппом представления о «зубастой вульве», с которой герой-мужчина должен был бороться.

Русский мат — форма бытования языческого сознания в монотеистической культуре

В дальнейшем традиция говорения на матерном языке из языческих культов перешла в русское скоморошество, с которым государство активно боролось начиная с XVII века.

От почти исчезнувших скоморохов, тем не менее, традиция перешла в лубок, кабацкие песни, петрушечный театр, к ярмарочным зазывалам и так далее.

Табуированная лексика патриархального и языческого периода русской культуры продолжила жить в несколько иных формах.

В работе В.Ю. Михайлина традиция возведения генезиса русского мата к культам плодородия оспаривается; несмотря на то что Михайлин во многом согласен с Успенским, он предлагает существенную доработку его теории и рассматривает историю мата от языческих культов до современной дедовщины.

Связь теории «основного мифа» Топорова — Иванова с мифологическим противником громовержца, псом, его не устраивает: «Позволю себе один-единственный вопрос.

По какой такой причине извечный противник громовержца, традиционная иконография которого предполагает в первую очередь отнюдь не собачьи, но змеиные ипостаси, именно в данном контексте принимает вид пса, причем принимает его неизменно и формульно?»

Плодородная земля, как считает автор, не могла ассоциироваться с мужским началом в архаике: это чисто женская территория. Напротив, сугубо мужской территорией считалась та, что имеет отношение к охоте и войне, маргинальное пространство, в котором добрый муж и семьянин готов проливать кровь и грабить, а порядочный юноша, не смеющий поднять взор на соседскую девушку, насилует дочерей врага.

Михайлин предполагает, что на таких территориях мат был некогда связан с магическими практиками мужских военных союзов, отождествляющих себя с «псами». Именно поэтому ругань также называли «песьей лаей»: символически воины являлись воплощением волков или псов. Этим же можно объяснить тот факт, что еще недавно мат был преимущественно мужским языковым кодом.

В индоевропейской культуре каждый мужчина проходил инициацию, так или иначе сопровождающуюся периодом, который можно обозначить как «песья» стадия. Воин-«пес», живущий за пределами домашней зоны, на маргинальной территории, существует вне культуры очага и сельского хозяйства.

Он не полноправен, не зрел, обладает «боевым бешенством», частью которого можно назвать и употребление неприемлемого дома мата.

«Волкам» и «псам» не место на человеческой территории, для которой одно их присутствие может быть чревато осквернением: соответствующие нормы и формы поведения строго табуированы, а их носители, не пройдя обрядов очищения и не превратившись тем самым из «волков» обратно в люди, не имеют элементарнейших гражданских прав. Они по определению являются носителями хтонического начала, они магически мертвы и как таковые попросту «не существуют».

Таким образом, формула «*** твою мать» в мужских «песьих» союзах была заклинанием, магически уничтожающим оппонента.

Такое заклинание символически сравнивало соперника с сыном хтонического существа, отождествляло его мать с сукой и выводило его в исключительно маргинальную, нечеловеческую территорию, где подобный коитус мог произойти.

Следовательно, и все матерные слова подразумевают собачьи половые органы и звериный коитус, не имеющий ничего общего с человеческим, происходящим в домашнем пространстве и обрамленному обрядовой традицией и другими знаками культуры.

В дальнейшем чисто мужская природа матерного языка в России переносится на более общий контекст. Начиная с революционных событий 1917 года парадигма языка претерпевает большие изменения. Мат наравне с новоязом становится одним из средств общения патриархальной (хотя внешне и антисексистской) элиты.

Сыграли роль и советские лагеря, и повышенный интерес к эксплуатации женского труда — в том числе и в армейских структурах, где мат напрямую наследовал функцию общения архаичных мужских союзов. Поэтому уже вскоре табуирование мата в женской или смешанной среде перестало быть сильным, а затем и вовсе ушло в прошлое.

Мужской обсценный код стал всеобщим.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/12078-russkiy-mat

Консультант Кузнецов
Добавить комментарий