Общая характеристика русской литературы XIX века. Проблемы периодизации русской литературы XIX века

Проблема периодизации русской литературы первой половины XIX века в науке -История русской литературы XIX века -История русской литературы

Общая характеристика русской литературы XIX века. Проблемы периодизации русской литературы XIX века

Библиографическая запись: Проблема периодизации русской литературы первой половины XIX века в науке // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт].

– 2016-03-18 16:13:09. – URL: https://myfilology.

ru//russian_literature/istoriya-russkoj-literatury-xix-veka/problema-periodizatsii-russkoi-literatury-pervoi-poloviny-xix-veka-v-nauke/ (дата обращения: 18.02.2020)

Проблема периодизации русской литературы первой половины XIX века в науке

Проблема периодизации литературного процесса 19 века является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем, стоявших перед литературоведами и в прошлом, и в настоящее время. 

Историко-литературная наука выдвинула ряд принципов периодизации. К наиболее устойчивым относится хронологический принцип.(А.Н.Пыпин, С.А.Венгеров, А.Веселовский). Исследователи дополняли хронологический принцип делением истории литературы на десятилетия: романтическое-у 20-х гг, народно-фольклорное – у 30-х гг, романтический идеализм 40-х гг, позитивизм и практицизм 50-60-х гг.

Деление литературного процесса на десятилетия подкреплялось типологией художественных образов – развитие шло от сентиментальных персонажей (бедная Лиза) к романтическим образам Жуковского, затем к Чацкому и Онегину, персонажам повестей Гоголя, к Рудину и Базарову и т.д.

Есть ряд четких признаков, отличающих литературное развитие первой половины XIX века от второй. Литература первой половины XIX века отличается необыкновенной емкостью и универсальностью созданных ею художественных образов.

В это время закладываются первоосновы русской литературной классики, живые клетки ее, несущие в себе неповторимый «генетический код». Это литература кратких, но перспективных в своем дальнейшем развитии художественных формул, заключающих в себе мощную образную энергию, еще сжатую в них, еще пока не развернувшуюся.

Не случайно многие из них войдут в пословицы, станут фактом нашего повседневного языка, частью нашего духовного опыта: почти все басни Крылова, множество стихов из «Горя от ума» и «Евгения Онегина», «ноздревщина», «маниловщина», «чичиковщина» Гоголя, «репетиловщина», «молчалинство» Грибоедова и т. д.

В русской литературе первой половины XIX века большое место занимает проблема художественной формы, краткости и точности языкового оформления поэтического образа. Идет процесс становления литературного языка. Отсюда – напряженные и живые споры о судьбе русского языка между «шишковистами» и «карамзинистами».

Отсюда же – жанровый универсализм русских писателей первой половины XIX века. Произведения русских писателей первой половины XIX века невелики по объему, но значительны по образной силе, которая в них заключена.

Однако уже с начала 19 в. стал применяться персональный принцип в двух вариантах. Периоды литературного развития связывали с царствованиями, и получалось: литература Петровского времени, литература Екатерининского времени, Александровского, Николаевского.

Подобный принцип периодизации, отчужденный от специфики литературы как вида искусства, может показаться некорректным, но ему все же нельзя отказать в определенной исторической обусловленности. Ведь начало царствования Александра 1 действительно изменило общую обстановку литературной жизни.

Второй вариант персонального принципа основан на его зависимости от творчества выдающегося поэта или писателя, как бы консолидирующего литературное движение и открывающего наиболее привлекательные пути развития художественного творчества. Еще В.Г.Белинский выделял Ломоносовский период, карамзинский, пушкинский; И.В.

Киреевский включал между карамзинским и пушкинским еще период Жуковского, а Чернышевский присоединял к пушкинскому период гоголевский. Это как бы «романтический» принцип периодизации.

В начале 19 в. были приняты смешанные принципы периодизации: учитывалось как отношение литературы к действительности, к духовной жизни, а также отношение к «целостному просвещению Европы», так и позиция писателя. Согласно И.В.Киреевскому, первый период ознаменовался обращением к публике, к нуждам русского просвещения, преобладало французское влияние, ведущей фигурой был Карамзин.

Во втором – стало преобладать обращение к идеальным основам жизни, вошла «германская» стихия, главный выразитель периода – Жуковский.

Третий период Киреевский связывал с деятельностью Пушкина.

Исследователи Пушкинского дома обозначили главные направления в литературе следующим образом: от сентиментализма к романтизму (1800-1825), от романтизма к реализму (1826-1850), расцвет реализма (1856-1881), переходный период в развитии русского реализма (80-е гг), а 90-е г.г. расматриваются в контексте литературного процесса 1900-х г.г.

В учебнике под редакцией А.Н.Соколова: Периодизация литературного процесса не есть простое и прямое выражение периодизации общеисторической.

Литература подлежит делению на периоды в соответствии с явлениями и процессами самой литературы.

Однако развитие литературы основывается на социально-историческом развитии общества, и поэтому литературная периодизация находится в глубокой связи с периодизацией общеисторической.

Хронологические грани между отдельными этапами и периодами развития литературы являются условными. Они не сменяют друг друга в точные календарные сроки. Но тот или иной год приобретает характер пограничной эпохи.

Положение о Пушкине как родоначальнике новой литературы имеет место в литературоведении. Но было бы неправильно считать гранью между литературой 18 и 19 в.в. первые выступления Пушкина. У него были непосредственные предшественники: Жуковский, Батюшков, Крылов.

Они подготовили почву для становления великого поэта. Значение Жуковского, Батюшкова и Крылова как ближайших учителей Пушкина заставляет отодвигать литературную грань между 18 и 19 в.в. к началу творчества трех названных поэтов, т.е.

хронологически – к первым годам нового столетия.

Итак, 1-й период русской литературы 19 в. охватывает 1801-1815 г.г. В 1801 г.никаких художественных произведенийй, способных ознаменовать начало нового литературного периода, не появилось. Жуковский и Батюшков выступают в печати с романтическими стихами во 2-й половине первого десятилетия. Но некоторые события 1801 г. могут рассматриваться как выражение новых тенденций в литературе.

В 1801г. по инициативе молодых литераторов возникают 2 литературных общества, организация которых свидетельствовала о стремлении объединить силы в этих поисках:

1.Дружеское литературное общество (в Москве)

2.Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (в Петербурге).=> зарождение в литературе тех идей и принципов, которые в дальнейшем развитии должны были привести к романтизму.

Литературная жизнь данного периода характеризуется все более обостряющейся борьбой нового и старого. В первые годы нового столетия господствующее положение в литературе занимает сентиментализм. И классицисты пытаются отстаивать старые литературные позиции. Одновременно в творчестве поэтов-просветителей продолжают развиваться традиции гражданской поэзии.

Не прекращается процесс формирования русского реализма.

Самое значительное явление данного периода – это возникновение русского романтизма как нового литературного направления, начало которого Белинский справедливо связывает с именем Жуковского.

Ранний русский романтизм, нашедший выражение в творчестве Жуковского и Батюшкова,  составляет основное завоевание 1-го периода русской литературы 19 в.

2-й период охватывает 1815-1816 г.г. В этот период в русской литературе на основе дворянской революционности оформляется новое революционно-романтическое направление, достигшее высшего подъема в 1-й половине 20-х г.г. в творчестве Пушкина и поэтов-декабристов. Продолжает существовать романтизм Жуковского и его последователей.

Работой Грибоедова над комедией «Горе от ума» и Пушкина над первыми главами «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» завершается процесс формирования реалистического художественного метода.

Поэтому 1825 год становится переломным для русской литературы: кончается господство романтического направлниея,, торжествует свои первые победы русский реализм.

3-й период –  1825 -1842 г.г. Утверждение реализма, образование реалистического направления. Но и после этого продолжают существовать романтические течения. Наиболее характерными и значительными для этого периода были реалистические произведения Пушкина, повести и комедии Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова. Появлением в 1842 г. первого тома «Мертвых душ» этот период завершается.

Условно литературный процесс можно выразить в таблице:

ПериодизацияВажнейшие исторические события в Европе и в РоссииОбщая характеристика периодаОсновные жанры
1. 1795–1815 гг.Великая французская революция (1789–1793 гг.) Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 года. Возникновение декабристских организацийСветский характер литературы. Освоение европейского культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в творчестве Державина. Специфика русского сентиментализма и зарождающегося романтизма. Расцвет журналистики. Литературные общества и кружкиПутешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия
2. 1816–1825 гг.Нарастание революционных и национально-освободительных движений в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821–1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Байрона. Восстание декабристов (1825)Господствующее направление – романтизм. Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812–1824 гг.“Модернизированные” декабристами ода, трагедия, “высокая комедия”, гражданская или патриотическая поэма, элегия, послание. “Психологическая повесть”, баллада
3. 1826 — первая половина 50-х гг.Поражение восстания декабристов. “Новый цензурный устав”. Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826–1829). Июльская революция во Франции (1830). Подавление Польского восстания (1831). Гонения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в ЕвропеВерность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина (1826–1837 гг.). Расцвет романтизма Лермонтова. Переход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е годы – расцвет повести. Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома “Мертвых душ” (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь.Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. Идейная борьба славянофилов и западников. “Натуральная школа”. Приоритет социальной проблематики. Развитие темы “маленького человека”. Противостояние литературы “гоголевской школы” и поэтов-лириков романтического планаРомантическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-критическая статья. Основные жанры “натуральной школы”: социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков

Таков общий ход русского литературного процесса 1 половины 19 века. Начавшийся романтизмом, этот процесс характеризуется далее постепенным переходом к реализму и завершается утверждением реалистического направления в русской литературе.

18.03.2016, 7210 просмотров.

Источник: https://myfilology.ru/russian_literature/istoriya-russkoj-literatury-xix-veka/problema-periodizatsii-russkoi-literatury-pervoi-poloviny-xix-veka-v-nauke/

Общая характеристика русской литературы XIX века

Общая характеристика русской литературы XIX века. Проблемы периодизации русской литературы XIX века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А.

Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен.

Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма.

Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.

Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком.

Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю.

Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период.

Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С.

Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В.

Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма).

В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность.

Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме.

Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом.

Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.

Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать.

Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны.

Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Русская литература XX века: общая характеристика

Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее “серебряным веком” (“золотым веком” называли пушкинскую пору).

В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили.

Вместе с тем культуре “серебряного века” были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем.

Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово “кризис”.

Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: “материя исчезла”. Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников.

Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры (“Бог умер!” — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей.

Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление “серебряного века” русской литературы. Термин этот связывают с именем Н.

Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор “Аполлона” С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий “На Парнасе серебряного века”. Пройдет несколько десятилетий и А.

Ахматова напишет “…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл”.

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник “Символы” Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год.

По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н.

Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_307092_obshchaya-harakteristika-russkoy-literaturi-XIX-veka.html

Периодизация литературы XIX века

Общая характеристика русской литературы XIX века. Проблемы периодизации русской литературы XIX века

Вопрос периодизациирусской литературы является дискуссионными сложным. Современное литературоведениеимеет возможности расширить рамкилитературного процесса XIXвека, вернуть забытые имена, направления,вернуть истинный облик многим писателями поэтам (это касается и XXвека, наверное, в большем смысле). Воснове современной периодизации –особенности историко – литературногоразвития.

Литература Iтрети XIX века.Этопериод с 1800 по 1840 гг. Именно в этот периодзакладывались основы всей русскойклассической литературы, ее основныетемы, проблемы, эстетическое богатствои совершенство.

В этот период можновыделить три вершинных имени: Пушкин,Лермонтов, Гоголь. Логика развитиялитературного процесса связана с этимитремя именами и переоценить их значениеневозможно.

Писатели более позднегопериодов в своем художественномтворчестве ориентировались на особенностилитературы начала XIXвека.

Литература IIтрети XIXвека.Этолитература 40-60-х гг. Время формированияреализма как типа художественногосознания.

1842 г. выходят«Мертвые души» Гоголя, 1845 – сборник«Физиология Петербурга», ставшийманифестом «натуральной школы».Вершинными именами этого периода можносчитать Тургенева, Гончарова, Островского,Фета, Тютчева, Лескова, Некрасова,А.К.Толстого и других.

Литература IIIтрети XIX века.Это70-80(90)-е гг. Время рубежное в истории икультуре России. Страна находилась впреддверии нового исторического идеала.Современники отмечали «дыханьезавершения, итога». В тоже время этопериод расцвета великих гениев «дыханиярубежности»: Л.Н.Толстого, Достоевского,Салтыкова-Щедрина, Чехова

Выводы

Литературавсей той эпохи, это особенное явление,оно исключительное, очень уникальноеи несравненное. В самом начале золотоговека искусство начало отделяться отсерых масс, поэзия стала расцветать.

 Врусской литературе 19 века было многозаконодателей произведений и стиховтого времени,именно поэтому те времена стали называют«Золотымвеком»русской классической литературы. Нашиклассики стали создавать действительноценные творческие и художественныеобразы.

Стоит отметить, что и критикитакже начали свою деятельность. Сейчасмы можем наслаждаться их результатамии изучать их деятельность той эпохи.

Направленияу русской литературы конца 19 века былисамими разными, каждый писатель создавалсвой истинный необычайный смысл своихрассказов.

В итоге образовалось множествотак называемых течений, которые былисвязаны с направлением в лирическойпоэзии. Литература действительноразвилась очень серьёзно.

19 век можносчитать тем лучшим временем русскихклассиков. В основном весь расцветприходится на последние уходящиедесятилетия.

1Литературно-общественное движениепервой четверти XIXвека (1800-25гг). Периодограничен датами царствования АлександраI.

Важно отметить, что годы его правленияимеют две разные тенденции и делятсяна 2 периода. Рубеж – 1812 г. – Отечественнаявойна. Первая половина срока его правленияпозволяет нам говорить об Александрекак о царе-реформаторе.

Об этих годахправления Пушкин говорил: «ДнейАлександровых прекрасное начало».

«Гроза 1812 г.» – содной стороны, невероятный по своемудуху патриотический подъем, с другой –резкая утрата иллюзий. Политика Александрарезко «поправела», он не только непродолжал либеральные реформа, но иотменил то, что сделал. Вместо Сперанскогоправой рукой царя стал Аракчеев, имыслящие люди ощутили невероятнуюнравственную утрату.

В политической иидеологической жизни утрата иллюзийвыразилась в формировании оппозиционныхнастроений, кружков, обществ, печатныхизданий. Пестель писал «ума клокотали».Формируется движение декабристов. Яркиеполемики разворачивались на страницахмногочисленных журналов. Центрамижурналистики становятся Петербург(«Сын Отечества») и Москва («ВестникЕвропы», «Русский вестник»).

Приметой временистановится создание литературныхобществ, салонов, кружков (ОбществоШишкова, «Общество любителей русскойсловесности», общество «Арзамас» и др.)

В 30-е годы образовалиськружки разной направленности –политической, литературной и философской(Герцена, Огарева, Станкевича, Белинского,Лермонтова).

Их организаторы были сосланына каторгу, отправлены в ссылку, всолдаты, исключены из университета. Вэто время закрывались многие передовыежурналы и трудно было получить разрешениена печать.

С большим трудом Пушкин издает«Современник». Абсолютно точный портретэпохи дает Лермонтов в романе «Геройнашего времени».

На этот периодприходится творчество Лермонтова,Гоголя, Кольцова, Огарева и др. В этовремя начинает развиваться русскаяпроза.

2Литературно-общественное движение40(50) гг. XIXвека (1840(42)-55 гг) 1842г. – восходит поэма Гоголя «Мертвыедуши», возвращается из ссылки Герцен.

В 1855 г. – развиваетсяэстетика Чернышевского, умирает НиколайI.Время наружного рабства и внутреннегоосвобождения. Рабство – в политикеНиколая Iи феодально-крепостнических отношениях,внутренняя свобода проявилась в появлениисоциальной оппозиционной критики.

Со смертью царя иокончанием Крымской войны заканчиваетсяIполовина XIXв. В 40-е гг.

возникло два важных магистральныхтечения русской общественной мыли –западничество и славянофильство,идеологическая борьба между которымиопределила развитие общественной мыслина многие десятилетия.

Славянофилы –предлагали особый самостоятельный путьразвития, который заключался в том,чтобы вернуться к допетровской Руси,стать на патриархальный путь развития(Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы,Самарин, Погодин, Языков, Шевырев,выражали свои взгляды вжурнале«Москвитянин»)

Западники – заевропеизацию России (Белинский, Огарев,Герцен, Тургенев, главный печатный орган– «Отечественные записки», «Современник»Панаева и Некрасова).

Общественная жизньотражается в журнальной полемике.«Соременник», созданный Пушкиным в 1836г., с середины века становится одним изглавный журналов. В это время завершаетсяформирование русского реализма(творчество Гончарова, Лескова, Тургенева,Некрасова, Достоевского, Фета и Тютчева).

3Литературно-общественное движение 70-х гг. XIXвека (1866-81 гг). Вэто время обнаруживается грабительскийхарактер реформ, возникают народныебунты, всеобщая неопределенностьнарастает. Это один из самых трагичныхи героических периодов русской истории.Это возникновение, развитие и исходнароднического движения.

Это оппозиционноедвижение рождалось на соединениитрезвого понимания реальной действительностии утопической веры в возможность еемоментального преображения. Народническаятеория оспаривалась в публицистике икритике. Ведущим журналом были«Отечественные записки». На этодесятилетие приходится творчествонародников, С.-Щедрина, Гл.Успенского идр.

, появляется народническая литература,поэзия и проза.

1 марта 1881 г. –народовольцами «казнен» Александр II.Начинается эпоха реакции, закрываютсягазеты и журналы, учебные заведения.Ведущая фигура – Л.Толстой.

Заканчиваетсвое существование русский реализм XIXвека, и творчество Чехова, Гаршина,Короленко и др.

обуславливается поискаминовых жанровых форм, появляютсянеореалистические тенденции, постепеннозаканчивает свое существование «золотойвек» русской литературы.

В 80 – 90 -х гг. XIXвека. Центральная проблема литературы– взаимоотношения человека и общества.Главный вопрос – как найти личностиопору в мире? Все чаще анализ современнойжизни соотносится с идеалами вечными,общечеловеческими.

Эпическое повествованиестановится невозможным.

Возникаетсверхтипический реализм – этохудожественное познание современностии оценка идеалов своего времени с точкизрения общечеловеческих ценностей,ведущая к сближению реалистического иромантического типов творчества.

Выводы

Напримере тенденций развития русскойлитературы 19 века видно отражениеобщественной деятельности в литературныхпроизведениях.

Важнейшиеисторические события, сыгравшие особуюроль в развитии общественно-политическойжизни России в первой половине XIXвека: Отечественная война 1812 года идекабристское движение закономернообусловили ход литературного процесса,сложность которого заключается в том,что на рубеже веков (конца XVIIIи начала XIXвека) наблюдается смешение разныхлитературных стилей, становление новыхэстетических систем, выработка новыххудожественных методов.

Нельзяне заметить, что такое интенсивноеразвитие русской литературы, многообразиелитературных школ, в полемическом азартеобсуждавших вопросы своеобразия русскогонационального языка, проблему национальногохарактера, проблему народности, вопросыцелей и задач литературы определяютдовольно сложную картину литературнойборьбы, в результате которой и намечалисьисторические пути развития литературногопроцесса.

Источник: https://studfile.net/preview/4668513/page:2/

Периодизация русской литературы XIX века

Общая характеристика русской литературы XIX века. Проблемы периодизации русской литературы XIX века
Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра “Инфоурок”? ✖

.

Запустите файл

1. Сохраните файл

2. Кликните на скачанный файл

3. Нажмите Запустить

1. Кликните на значок ↓

2. Появится файл, дважды кликните на него

1. Нажмите Сохранить

2. Кликните на значок ↓

3. Появится файл, кликните на него

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Периодизация русской литературы XIX века Развитие русской литературы началось с романтизма. Романтизм в русской литературе представлен поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова. В недрах романтизма зародилось другое литературное течение – реализм.

Особое внимание в реализме уделяется описанию жизни в ее многообразии, обличение социальных конфликтов в обществе. Основоположниками реализма являются Пушкин и Гоголь. Они вводят в литературу два новых типа литературных героев: «лишний человек», «маленький человек».

Развиваются такие жанры как семейная хроника в «Повестях Белкина», в произведениях Достоевского, развиваются сатирические и юмористические жанры в произведениях Гоголя, Островского, Чехова

2 слайдОписание слайда:

Название презентации Сегодня мы рассмотрим четыре основных момента: Переход от романтизма к реализму Расцвет реализма и роль литературной критики Проблематика литературных произведений и жанровое многообразие Писатели этого периода

3 слайдОписание слайда:

Текст Почему мы называем русскую литературу XIX века «Золотым веком»? Русская литература XIX века получает всеобщее признание, благодаря новаторству затронутых идей, темы, формы и стиля. Произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова стали достоянием не только русской, но и мировой классики.

4 слайдОписание слайда:

Определение «золотой век» характеризует наивысший расцвет русской литературы, который произошел в XIX веке.

5 слайдОписание слайда:

Общественно-политическая ситуация в России в XIX веке и ее отражение в литературе Отечественная война 1812 года Восстание декабристов в 1825 году Пугачевские восстания в 1831 году Отмена Крепостного права в 1861 году В русской литературе XIX века находят отражение важнейшие события России того времени: Отечественная война

6 слайдОписание слайда:

Все эти события отразились в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого и многих других авторов. В литературе происходит новое понимание человека и его связи с историей.

7 слайдОписание слайда:

Этапы развития литературы XIX века Развитие романтизма (начало века – 1825 год) Развитие реализма (1826 до середины столетия) Расцвет реализма (1856 – 1880-е годы) 90-е годы XIX века считаются переходными В настоящее время изучение литературы рассматривается в совокупности с литературными процессами и условно делится на три периода

8 слайдОписание слайда:

Предпосылкой зарождения романтизма стал сентиментализм с индивидуализацией личности. В романтических произведениях обязательно наличие бунта и конфликта героя с внешним миром. Романтизм в русской литературе

9 слайдОписание слайда:

Предпосылкой зарождения романтизма стал сентиментализм с индивидуализацией личности. В романтических произведениях обязательно наличие бунта и конфликта героя с внешним миром.

10 слайдОписание слайда:

Поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Кавказский пленник» стали вершиной русского романтизма. М.Ю. Лермонтов продолжает традиции романтизма в своих произведениях «Мцыри» и «Демон».

11 слайдОписание слайда:

Особенности романтизма в русской поэзии Затрагивается вопрос о самоценности личности Поэт переосмысливает идею о своем предназначении Обязательно наличие конфликта романтического героя с миром Утверждение вечных ценностей: любовь и свобода Пейзаж играет важную роль Роль поэта, тема свободы и несвободы поэта

12 слайдОписание слайда:

Особенности реализма в русской литературе В реализме главное – правдивое и достоверное изображение жизни со всех точек зрения, в ее противоречии и многообразии. Герой-реалист – это типический герой в типических обстоятельствах. Основоположником реализма следует считать А.С. Пушкина.

13 слайдОписание слайда:

В литературе создается народный образ, от крепостного крестьянина до мелкого чиновника. В литературе развивается проблема нищеты, бесправия и унижения человеческого достоинства.

14 слайдОписание слайда:

Становление реализма в русской литературе В 1825 году выходит комедия «Горе от ума», в которой реалистически выражается социальный конфликт внутри дворянского общества: борьба «века нынешнего с веком минувшим» в образе Чацкого и фамусовского общества. Этот период ознаменован становлением реализма во всех женрах русской литературы: романа, повести, драмы.

15 слайдОписание слайда:

В произведениях А.С. Грибоедова («Горе от ума»), А.С. Пушкина («Пиковая дама»), М.Ю. Лермонтова(«Маскарад»), Н.В. Гоголя («Арабески», «Ревизор», «Миргород») установились принципы реализма с изображением жизни героя в развитии, с провозглашением гуманистических и демократических идей.

16 слайдОписание слайда:

Проблематика произведений Авторы обращаются к нравственным и общечеловеческим ценностям Историческая роль дворянства Русский народный бунт Противостояние героя с мироустройством Ложь и лицемерие Социальные противоречия в обществе Обличение пережитков крепостничества и существующих порядков общества.

17 слайдОписание слайда:

Литературный тип «Лишний человек» «Лишний человек» – это литературный тип образованного и обеспеченного, но отчужденного от социальной среды человека. Примером лишнего человека является Евгений Онегин в одноименном романе А.С. Пушкина, Печорин в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Обломов в одноименном романе И.А. Гончарова.

18 слайдОписание слайда:

Литературный тип «Маленький человек» Литературный тип «маленького человека» изображается в литературе как герой из низших социальных сословий, мысли и поведение которого обусловлены его «маленьким» местом в обществе. Тип «маленького человека» впервые показан Пушкиным в повести «Станционный смотритель» Н.В. Гоголь углубил в повести «шинель» в образе Акакия Акакиевича

19 слайдОписание слайда:

Расцвет реализма в русской литературе С середины XIX века в русской литературе происходит критическое отображение общественно-политической ситуации в России, сложившейся во время правления Николая.

В это время активизируется критическая литература в периодических изданиях и журналах. В них затрагиваются вопросы о судьбе России, народи и интеллигенции.

Это было связано с назреванием кризиса крепостнической системы, противоречий между народом и властью

20 слайдОписание слайда:

А.Н. Островский (1823 – 1886) Одним из первых обращается к жизни русского купечества, дворянства и чиновничества, обрисовал их быт и нравы в драматургии. Продолжая традиции реалистической драмы, Островский создал нравственно-психологическую драму, в которой показал внутренний мир героев через его глубокие наблюдения.

21 слайдОписание слайда:

И.С. Тургенев (1818 – 1883) Создал в свих произведениях литературные типы передовых людей XIX века, в деталях бытовых характеристик создает картину деревни и усадьбы («Записки охотника»). Произведения Тургенева отличаются объективным изображением идейно-нравственных исканий героев («Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и др.)

22 слайдОписание слайда:

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881) Продолжает гуманистические традиции Пушкина и Гоголя. Идеи произведений посвящены нравственно-филосовским исканиям человека, исследованию человеческой сущности. Герои Достоевского ( Макар Девушкин, Раскольников, князь Мышкин, Иван Карамазов) – ищущие себя люди, страдающие, отрицающие и познающие Бога.

23 слайдОписание слайда:

Произведения Достоевского насыщены социальным протестом, проникнуты психологическим анализом социально-униженного, оскорбленного героя. («Бедные люди», «Записки из Мертвого дома», «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Братья Карамазовы»

24 слайдОписание слайда:

Л.Н. Толстой (1828 – 1910) Изображает личные переживания и духовный рост человека, «диалектику души». Герои Толстого в поисках смысла жизни, нравственного идеала, закономерностей бытия проходят упорную внутреннюю борьбу. В романе-эпопее «Война и мир» воссоздается история целой эпохи, преломленной через человеческие судьбы.

25 слайдОписание слайда:

Роман «Анна Каренина» повествует о «мысли семейной» и является нравственной драмой женщины в противоречии ложных принципов светского общества. Семейная история Анны Карениной передается в контрасте с домашней жизнью и идилией Константина Левина. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».

26 слайдОписание слайда:

А.П. Чехов (1860 – 1904) «Ионыч», «Толстый и тонкий», «Крыжовник», «Человек в футляре». Герои Чехова – мелкие чиновники, учителя, доктора. Темы рассказов Чехова касаются идейных исканий интеллигенции, недовольства героев обывательским существованием и человеческого равнодушия.

.

Запустите файл

1. Сохраните файл

2. Кликните на скачанный файл

3. Нажмите Запустить

1. Кликните на значок ↓

2. Появится файл, дважды кликните на него

1. Нажмите Сохранить

2. Кликните на значок ↓

3. Появится файл, кликните на него

Общая информация

.

Запустите файл

1. Сохраните файл

2. Кликните на скачанный файл

3. Нажмите Запустить

1. Кликните на значок ↓

2. Появится файл, дважды кликните на него

1. Нажмите Сохранить

2. Кликните на значок ↓

3. Появится файл, кликните на него

Источник: https://infourok.ru/periodizaciya-russkoy-literaturi-i-veka-2077662.html

Консультант Кузнецов
Добавить комментарий