Наиболее трудным из процессов памяти является. Основные процессы памяти и закономерности их протекания

Основные процессы и закономерности памяти

Наиболее трудным из процессов памяти является. Основные процессы памяти и закономерности их протекания

ОСНОВНЫЕПРОЦЕССЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ

Процессы памяти представляютсобой единую мнемическую систему, ипрактически неразделимы. Это запоминание,хранение, воспроизведениеизабывание. Все онимогут протекать произвольно илинепроизвольно. Произвольность предполагаетотносительную самостоятельностьпсихической деятельности, имеющей своимнемические цели и применяющую специальныеприемы для реализации этих целей.

Приотсутствии специальной мнемическойцели мы говорим, что процессы памятинепроизвольны. Кроме того, все процессыпамяти могут быть механическими илисмысловыми. В этом случае основаниемдля деления является характер связейс предметом памяти – ассоциативный илисмысловой.

Лишь в специальносконструированных экспериментах удаетсявыявить собственные характеристикикаждого из них.

Запоминание.Первый блок – этозапоминание(или кодирование– в терминологии когнитивной психологии).Представляет собойзапечатление и закрепление любогоопыта.

На результативность и стратегиизапоминания влияют объем материала,степень его однородности и последовательностьзапоминания.

Это зафиксировано вфеноменах, получивших название «эффектдлины», «эффект привычности», «эффекткрая».

Процесс и продуктивностьзапоминания зависит от осмысленностиили отсутствия осмысленности длясубъекта запоминаемого материала. Вэтом случае говорят об осмысленном/механическомзапоминании.

Кроме того, на успешностьзапоминания влияет степень произвольностипротекания процесса запоминания.

Такнепроизвольноемеханическое запоминаниехарактерно призапоминании (особенно в детстве)стихотворений, считалок, дразнилок,имен, фамилий.

Непроизвольное смысловоезапоминание неимеет мнемических целей, опирается наустановление смысловых связей междуобъектами, которые включены в деятельность,то есть при других задачах. Например,понять какое-то явление.

Экспериментальное исследованиехарьковской психологической школы,проведенное под руководством П.В.Зинченко,позволило сделать следующие выводы.

Непроизвольное смысловое запоминаниелучше для того материала, с которымоперировали, то есть материал был включенв цель задания; непроизвольное смысловоезапоминание материала, включенного вспособ работы, хорошо лишь тогда, когдаэтому способу человек только научается,т.е. он не является навыком.

Произвольное механическоезапоминание –компонент любоймыслительной работы. Нужно всегдазапоминать даты, имена, исключения изправил, формулы. Этот вид запоминанияопирается на многократное повторение.Для облегчения этого утомительногопроцесса с давних времен люди разрабатывалиспециальные приемы, названныемнемотехническимиприемами.

Произвольное смысловоезапоминание –основной способ запоминания в учебномпроцессе студента и во взрослойпрофессиональной деятельности. Егопродуктивность зависит от многихфакторов, не столько объективных, сколькосубъективных. На продуктивность влияет:

v Умениелегко ставить любые мнемические задачи,которые различаются по содержанию и повремени (например, запомнить толькосмысл или запомнить как можно ближе кпервоначальному тексту; запомнитьнадолго или только до очередногозанятия). Само умение зависит от мерыосознания мнемических задач, то естьот степени осознанности, с которойчеловек регулирует работу своей памяти.

v Мнемическиеприемы, которыеиспользует человек для реализациизадачи. Выделяют две группы приемов:

· перваягруппа – простыемнемические приемы,точнее, более общие, используемые приорганизации всей умственной деятельности.Они не требуют дополнительной работынад материалом, подлежащим запоминанию.К этим приемам относятся:

Наглядность.Запоминание улучшается потому, что принаглядности участвуют многие видыпамяти (один и тот же материал запоминаетсяна образном языке и на языкеоперационально-символическом);

Закреплениетолько что понятого и осмысленногоматериала. Возвращениек тому материалу, в котором человекразобрался. Необходима сознательнаяустановка на запоминание.

Следуя послемыслительного процесса, произвольноесмысловое запоминание может подпастьпод иллюзию закрепленности понятогоматериала, результатом которой будетсильное забывание (до 25-75% изученногоматериала в первые же сутки);

Повторение– классический прием, обеспечивающийзакрепление материала, подлежащегозапоминанию. Его продуктивность, в своюочередь, определяется несколькимиусловиями. Одно из них – активность.Повторение опирается не на узнавание,а на воспроизведение материала, чтобыне возникла иллюзия закрепленностиматериала. Повторение также должно бытьраспределено во времени, а не бытьсплошным;

Правильнаяорганизация умственной работы.Запоминание будет более продуктивным,если друг за другом будут следоватьразличные по характеру и по типу работы,так как последующая работа может стеретьрезультаты предыдущей.

Например, еслипосле английского языка следующим будетрусский, то возникнет так называемаяинтерферéнция,котораяпредставляет собой взаимодействие двухи больше чисел процессов, при которомпроисходит нарушение или подавлениедеятельности одного из них.

· втораягруппа – сложныемнемические приемы.В них в наибольшейстепени обнаруживается спецификапроизвольного смыслового запоминания.Эти приемы предполагают определенноеструктурирование материала, которыйтребуется запомнить. Имеются следующиесложные приемы:

Смысловаягруппировка (илианалитико-синтетический разбор). Онабазируется на мыслительных операцияханализа и синтеза. При работе с учебнымтекстом алгоритм смысловой группировкибудет следующий: ориентировочное чтениес целью ознакомления с объемом и т.д.

;разбивка материала на законченные всмысловом отношении группы, не забываяпри этом о законе кратковременной памяти(законе Миллера-Спеллинга: разбиваеминформацию на 7±2блока (установление основной мысли вкаждом блоке, установление смысловыхлогических связей между частями)).

Смысловая группировка становитсямнемическим приемом лишь в том случае,если стала мыслительным навыком;

Смысловыеотношения. В основеэтого приема лежит мыслительная операциясравнение. Суть его заключается в том,что сопоставляется материал ужезапомненный и запоминаемый. Как ипредыдущий прием, помогает запоминанию,если стал мыслительным навыком;

Выделениесмысловых и наглядных опор.В этом случае работы по запоминаниюидут на двух языках: в словесной структуреи в наглядном образе.

Итак, повышение продуктивностизапоминания при использовании сложныхмнемических процессов связано с тем,что все они уменьшают объем запоминаемогоматериала, материал при этом становитсяорганизованным в определенную структуру.

Если следом за мыслительнымипроцессами, направленными на пониманиематериала, особенно сложного, не идетпроизвольное смысловое запоминание,обучающийся вынужден обращаться ктривиальной зубрежке.

Хранение.Блок хранения,как и первый блок запоминания, имеетсвои закономерности и детерминанты. Изжитейского опыта известно, что не всето, что успешно запомнено, хорошохранится.

В то же время, не столь важноепри запоминании вдруг неожиданновсплывает в актуальном воспоминании,или неосознанно влияет на другиекогнитивные процессы (чувство языка назапоминание слов данного языка). Этахарактеристика носит названиепродуктивностихранения.

Другаяхарактеристика называется длительностьюхранения.И сюда же может быть отнесена интерференция(ретроградная и антероградная), из-закоторой одна информация препятствует(затрудняет) хранение другой.

Соответственно,при ретрограднойинтерференциизатрудняется хранение предыдущейинформации, при антероградной– последующей информации.

Воспроизведение.Блок воспроизведенияотвечает за извлечение информации изблока хранения. Осуществляется егодеятельность через «узнавание»,«воспроизведение», «припоминание».

Узнаваниегенетически болеераннее проявление памяти. Этовоспроизведение образа какого-либообъекта, явления в условиях его повторноговосприятия. Узнать – это опознать, тоесть узнавание – это акт познания.

Его элементарная первичнаяформа – это более или менее автоматическоеузнавание в действии – непроизвольноеузнавание. Происходитпри значительном совпадении новыхвпечатлений с прежними впечатлениямии достаточной прочности сохраненияэтих прежних впечатлений. Проявляетсянепроизвольное узнавание в видеадекватной реакции на привычныйраздражитель.

Узнавание становитсяпроизвольным и превращается в процессприпоминанияпри недостаточном совпадении новыхвпечатлений с прежними впечатлениями,а также при недостаточной прочностисохранения этих прежних впечатлений.

В припоминании вначале возникает чувствознакомостипредмета, которое, однако, еще не позволяетотождествлять его с чем-либо известным.И только в дальнейшем, находя общиечерты с прежними впечатлениями, мыузнаем предмет. Было показано, что объемприпоминания меньше объема узнавания.

На основе чувства знакомости возникаетложное узнавание.

Противоположным ложномуузнаванию является феномен утратыхорошо знакомого. Если имеется стойкийхарактер утраты знакомости – это агнозúя(нарушение предметовузнавания, явлений при ясном сознаниивследствие поражения коры головногомозга).

Воспроизведениеотличается от узнаваниятем, что осуществляется без повторноговосприятия того объекта, которыйвоспроизводится.

Воспроизведение можетосуществляться непроизвольно,т.е. вызывается обычно содержанием тойдеятельности, которую человек осуществляетв данный момент, хотя эта деятельностьи не направлена на воспроизведение.Определяется в таком случае в основномассоциативным механизмом. Толчком можетбыть предмет, человек, мысль.

В связи стем, что толчок идет из деятельности,то непроизвольное воспроизведениебудет более направлено, если болеелогична деятельность, которая еговызывает. Будет меньше хаотичности техассоциаций, которые образовались внашем прошлом опыте, то есть в основебудет логика того материала, которыйвоспроизводится.

Произвольное воспроизведениепроисходит на основесознательной установки на воспроизведение,превращаясь в таком случае в процессвоспоминанияили при затруднении припоминания.

Реконструкция материала.Она происходит по многим причинам.Основные:

· образование новых системвременных связей под влиянием новогоопыта, приобретенного уже послезапоминания данного материла;

· доминирование тех илииных раздражителей в зависимости отинтересов, эмоций и других особенностейличности, а также под влиянием различныхзадач деятельности.

При этом обычно происходит:

· Перестройка последовательностизапомненного материала;

· Обобщение и схематизация,или, наоборот, конкретизация и детализация;

· Иногдаискажение подлинника. Чаще всего имеютместо два феномена ошибок воспроизведения:различают контаминациюиконфабуляцию.При контаминации происходит перепутывание,например, смешение двух и более событийпри их описании.

Конфабуляция представляетдомысливание при возникновении пробеловв воспроизводимом материале. При стойкомнарушении памяти (становится разновидностьюпарамнезии),человек заполняет пробелы фантастическимивыдумками.

Процесс обучения изобилуетпримерами обоих феноменов.

Реминисценция.Реминисценция –факт улучшения отсроченного воспроизведения,то есть воспоминание первоначальнозабытого материала.

С реминисценцией мы оченьчасто сталкиваемся у детей, еслизапоминаемый материал разный поэмоциональному воздействию (при первомвоспроизведении они описывают лишь то,что было для них сильно в эмоциональномплане), если запоминаемый материал былсложным, и если ребенку предлагаютсвободное изложение материала. По даннымС.Я.Рубинштейна до 65% информации в детскойпамяти подвержены реминисценции. Навозникновение реминисценции влияетотношение заучивающего к материалу истепень овладения им содержаниемматериала.

Каков механизм реминисценции?

При непосредственномвоспроизведении заученного материалаимеет место в основном попытка восстановитьэтот материал, используя при этом, восновном, внешние ассоциативные связи.

При отсроченном воспроизведении человекопирается главным образом на смысловыесвязи. Поэтому для реминисценциихарактерна бóльшая гибкость.

Во времянепосредственного воспроизведениезабывание приводит к остановкевоспроизведения, при воспроизведениис помощью смысловых связей мы обходимслабые места.

Забывание.Блок забываниятакже определяется как относительнонезависимый. До сих пор на уровнедискуссий идет объяснение механизма ипричин забывания. Немецкий психологГерман Эббингауз,первый среди современных психологов,обратившихся к этой проблеме, определялзабывание как функцию времени.

Предполагается, что точностьзабывания зависит, в первую очередь, отстратегий, которые использовались напредыдущих этапах, особенно призапоминании.

Динамика забыванияопределяется эмоциональным и общимфизическим состоянием запоминающего.Конечно, на запоминание влияетосмысленность, привычность запоминаемогоматериала.

Не в меньшей степени забываниесвязано с качественными характеристикамиэтого материала: является он вербальным,образным и т.п.

Уточнение: от забыванияв собственном смысле слова надо отличатьвыпадение материала при воспроизведении,обусловленное отбором материала, которыйопределяется логикой смысловогосодержания выполняемой мыслительнойзадачи.

Классификация памяти.Рассматриваявариации памяти, обычно говорят о видах,формах и типах памяти. Виды памятисвязывают с модальностью (качествомзапоминаемого материала).

Формы связаныс волевым компонентом в структурепроцесса памяти. Именно «намеренные»формы памяти интересуют практиков.Методы совершенствования получилиназвание мнемотехник.

Термин «тип»используется при описании временныххарактеристик памяти.

Источник: https://studfile.net/preview/406281/

Основные процессы памяти и закономерности их протекания

Наиболее трудным из процессов памяти является. Основные процессы памяти и закономерности их протекания

Запоминание — процесс, направленный на сохранение в па­мяти полученных впечатлений, это предпосылка сохранения.

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узна­вание — процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Запоминание

Запоминание может быть произвольным и не­произвольным, в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания.

Непроизвольное запоминание—это запоминание ненамерен­ное. При нем человек не ставит цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание.

Материал запоминается как бы сам собой. Непроизвольно запоминаются события лич­ной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление. Как показали исследования А. А. Смирнова и П. И.

Зинченко, непроизвольно запоминается то, что связано с целью деятель­ности, ее основным содержанием.

В опытах П. И. Зинченко школьникам предлагали решать задачи. В одной серии опытов учащиеся решали задачи по задан­ным условиям, во второй—они сами придумывали условия за­дач по заданным числам, в третьей — условия задач и числа при­думывали самостоятельно.

Затем учащихся (неожиданно для них) просили воспроизве­сти числа, входившие в условия задач. Результаты опыта пока­зали, что учащиеся лучше всего запоминали числа, когда сами составляли всю задачу (третья серия опытов). Числа запомина­лись непроизвольно, так как они были особо тесно связаны с целью деятельности.

То же наблюдается, если учащиеся работают с контурной картой. Например, учитель ставит перед ними цель—обозна­чить на контурной карте цветным карандашом возвышенности и низменности. В процессе этой работы школьники непроизволь­но запоминают направление течения рек, расположение гор, озер, морей, городов.

Произвольное запоминание характеризуется наличием созна­тельной цели — запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используют специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,—запоминание делится на механиче­ское и осмысленное.

Механическоезапоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.

Осмысленное запоми­нание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.

Более быстрым и прочным является осмысленное запомина­ние. Иногда недостаточно только осмысленного запоминания, не­обходимо использовать и осмысленное, и механическое запомина­ние, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят (при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п.). Нельзя полностью обойтись в обучении без механиче­ского запоминания.

Прочность запоминания

Прочность запоминания обусловлена многими причинами. Запоминание зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей. В памяти удерживается то, что соответствует ин­тересам человека, и забывается то, что не имеет для него суще­ственного значения, что ему безразлично.

Запоминание становится успешным также при наличии запа­са знаний, необходимых для связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий материал. Не только знания зависят от памяти, но и память за­висит от имеющихся знаний.

На успешность запоминания влияет и цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет. В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание:

при направленности сознания на точность воспроизведения бу­дут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при на­правленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, будет осмысливаться логика материала.

Имеет значение и направленность сознания на прочность за­поминания: если у школьника нет намерения прочно усвоить, на­долго запомнить, материал заучивается только к следующему уроку и сразу забывается. Для предупреждения этого следует систематически проверять прежние знания, приучая детей без специального повторения воспроизводить необходимое в процес­се изучения нового материала.

Для успешного запоминания учебного материала пользуются приемами осмысленного запоминания.

Этим приемам надо на­учить школьников, показать, как производят группировку мате­риала, как его делят на части, как устанавливают связи между частями, как выделяют смысловые опорные пункты, озаглавли­вая части текста.

Учащимся надо объяснить, как мысленно со­ставлять план будущего ответа. Это имеет значение даже в том случае, если план и забудется: важен не сам план, а мыслитель­ная работа, проводившаяся при его составлении.

Влияние плана на успешность запоминания хорошо иллюстри­рует таблица.

Воспроизведение смысловых единиц текста в % (по А. А. Смирнову)

Характер воспроизведенияС планомБез плана
При непосредственном воспроизве­денииПри отсроченном воспроизведенииРазница между непосредственным и отсроченным воспроизведением (забывание при отсрочке воспроизве­дения)70,653,117,573,141,631,5

Необходимо постоянно устанавливать связи нового учебного материала с ранее известным.

Облегчают запоминание схемы, таблицы, диаграммы, особен­но если их составляют сами учащиеся. Полезно также приучать детей к тому, чтобы, заучивая, они воспроизводили материал. Повторное чтение всегда дает меньший эффект, чем активное воспроизведение. К тому же воспроизведение является средством самоконтроля.

Иначе следует организовать заучивание формул, дат, назва­ний, иностранных слов и т. д.

При заучивании иностранного слова требуется не только понять его значение, но и запомнить, какому слову родного языка оно соответствует, запомнить его как сочетание звуков и букв, расположенных в определенной последовательности.

Запомнить слово — значит не только усвоить его значение, но и сохранить в памяти его звуковой и зрительный образ, запомнить, как оно произносится и пишется.

Чтобы облегчить запоминание, можно применять Группиров­ку слов по содержанию, или слов с общим корнем, или слов, сходных по звуковому составу.

Целесообразно сравнивать новое слово с известным, находить сходство и различие между ними по значению, по звуковому и буквенному составу.

Иногда можно установить и внешние ассоциации: запомнить, на какую букву слово начинается, на какой слог кончается, на каком месте в книге или словаре напечатано.

Чтобы сформировать рациональные приемы запоминания, каждый преподаватель должен учить детей, как готовить уроки. Недостаточно, давая задание на дом, называть лишь номер стра­ницы и параграф.

Необходимо рассказать учащимся, какие действия следует произвести: что прочесть, что найти на рисунке или на карте, на какие вопросы найти ответ или составить план ответа, какие слова выписать в специальный словарик, что с чем сравнить, в каком порядке учить правила и выполнять упражне­ния или задачи и т. д.

Особенно важно обучать рациональным приемам запомина­ния учащихся IV—V классов, которые еще склонны к дословно­му заучиванию материала или прибегают к зубрежке.

Следует также разъяснить учащимся разнообразные рацио­нальные приемы заучивания учебного материала, в частности указать на роль и место механического запоминания при заучи­вании разного материала.

Детям надо рассказать, что наиболь­ший эффект дает распределенное во времени повторение, особен­но при заучивании стихотворений.

Заучивание в течение 2—3 дней потребует в общей сложности меньшей затраты времени, чем заучивание в один прием.

Сохранение и забывание

Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности.

Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее.

Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания.

Реми­нисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное вос­произведение не было достаточно осмысленным.

С физиологи­ческой точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным и полным. Частичное забы­вание проявляется в невозможности воспроизвести, но в возмож­ности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для само­стоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга.

Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопостав­лять, их надо приводить в систему.

При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к за­учиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохра­нения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроиз­вольно.

Воспроизведение

Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным.

Непроизвольное воспроизведение — ненамеренное, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведе­ние — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.

Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

Воспроизведение — не простое ме­ханическое повторение запечатленного. Происходит реконструк­ция, т. е.

мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был про­торен при запоминании.

При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации.

Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражи­телях: объяснение, слова учителя оживляют ранее образованные связи.

Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует научить школьников специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припо­минанию основных мыслей и т. д.

Общая психология. (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – 351 с. С. 202-206.

См.: Развитие памяти у дошкольников (Дипломная работа).

Источник: https://psixologiya.org/obshhaya/pp/1564-osnovnye-proczessy-pamyati-i-zakonomernosti-ix-protekaniya.html

Основные процессы памяти. Их виды и закономерности

Наиболее трудным из процессов памяти является. Основные процессы памяти и закономерности их протекания

2. Основные процессы памяти и закономерности их протекания

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им

Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Запоминание. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания.

Непроизвольное запоминание—это запоминание ненамеренное, при котором человек не ставит цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Материал запоминается как бы сам собой.

Непроизвольно запоминаются события личной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление. Непроизвольно запоминается то, что связано с целью деятельности, ее основным содержанием.

Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели – запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, — запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.

Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.

Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание.

Однако иногда одного осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания.

Прочность запоминания обусловлена многими причинами.

Запоминание зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей. В памяти удерживается то, что соответствует интересам человека, и забывается то, что не имеет для него существенного значения, что ему безразлично.

Запоминание становится успешным также при наличии запаса знаний, необходимых для связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий материал. Не только знания зависят от памяти, но и память зависит от имеющихся знаний.

На успешность запоминания влияет и цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет? В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание: при направленности сознания на точность воспроизведения будут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при направленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, осмысливаться логика материала.

Имеет значение и направленность сознания на прочность запоминания: если нет цели запомнить надолго, материал заучивается и сразу забывается.

Сохранение и забывание. Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности.

Значимый для личности материал совсем не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медленнее.

Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания.

Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2- 3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. Особенно ярко проявляется реминисценция, если первоначальное воспроизведение не было достаточно.

С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания по закону отрицательной индукции наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным. Оно проявляется в невозможности воспроизвести, но возможности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать только то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга.

Повторение должно разнообразиться, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты должны сравниваться, сопоставляться, их надо приводить в систему.

При однообразии повторений снижается интерес к заучиванию и отсутствует мыслительная активность, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения.

Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются на практике, реализуются, они запоминаются непроизвольно.

Воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.

Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.

Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

Воспроизведение не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный, известный из других источников материал.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов, прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании.

При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации.

Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях; объяснение, слово учителя оживляют ранее образованные связи.

Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует учиться специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припоминанию основных мыслей и т. Д

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_46431_osnovnie-protsessi-pamyati-ih-vidi-i-zakonomernosti.html

Консультант Кузнецов
Добавить комментарий