Митрополит екатеринбургский и верхотурский кирилл. Пастырское четверолетие

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: Года через два епископы войдут в народную среду

Митрополит екатеринбургский и верхотурский кирилл. Пастырское четверолетие

— Большая часть современных россиян понятия не имеет, какую роль играют архиереи в Церкви и обществе. Когда в Церкви говорят о создании новых епархий, внешним людям это не интересно: церковники делят что-то между собой. Это так?

— За столетия существования нашей Церкви мы привыкли, что архиереи — это некие вельможи, не в духовном, а в конкретном житейском смысле. Они абсолютно недоступны— как губернатор какой-нибудь, несмотря на то, что их никто не охраняет. Из-за этого возникают ложные взгляды на архиерейскую жизнь.

Где-то это и соответствует действительности — не в плане их вельможности, а в плане отстраненности от повседневной жизни. Как правило, архиереи на метро и автобусах не ездят — разве что в Москве иногда могут мимо пробок на метро пробраться.

Это из-за некоторой исключительности епископов: их настолько мало в Русской Церкви, что практически невозможно сравнить с ними какой-нибудь другой социальный слой.

— С министрами можно сравнить.

— Если посчитать всех, кто побывал министром, и всех архиереев, все равно архиереев будет меньше. Я понимаю так, что сейчас Святейший Патриарх, наше священноначалие пытается сделать так, чтобы архиерей был не столько вельможей, сколько тем, кем предназначен быть, — отцом своей паствы.

Многие епископы, которые застали период восстановления епархиальной жизни в начале 90-х, знали каждого священника своей епархии, семью каждого священника, их житейские проблемы. Почему-то теперь есть и епископы, которые не знают проблем своих священников, не говоря уж о народе.

Приходов очень много, а у епископа много нагрузки, не связанной с прямой пастырской деятельностью, — встречи с теми или иными людьми, участие в конференциях и прочих мероприятиях, и он физически не успевает объехать все приходы.

Практические хлопоты отвлекают от собственно пастырских задач.

Создание новых епархий — очень мудрый и продуманный шаг, который позволит епископам быть среди своего народа. Епископ главного города в регионе, где умножается количество епархий, принимает на себя большинство нагрузок, связанных с непрямой «профессиональной деятельностью», не с его епископским деланием, — общественные задачи.

Например, в Иркутске 3 сентября рукоположили епископа Каменского и Алапаевского Серафима — у него не будет сопутствующих проблем по связям с администрацией области, потому что в Екатеринбурге есть я. Мы будем решать вопросы в пользу и той епархии, которую сейчас возглавляю я, и той, которую возглавил владыка Серафим.

Я полагаю, что года через два епископы войдут в народную среду. Не исключаю, что епархии будут еще умножаться — ведь и приходы будут умножаться. По моему скромному опыту могу сказать, что можно за всем надзирать, когда у тебя пятьдесят или сто приходов, а когда у тебя 150-200 приходов, ты уже не в состоянии быть в курсе всех дел.

Кроме того, я хотел бы отметить выбор Священным Синодом и Патриархом кандидатур на новые кафедры. Епископа Серафима я знал еще юношей — это человек, скажем примитивным языком, у которого нет никаких связей (в житейском смысле).

Он скромно жил и трудился на одном из сельских приходов, восстановил его, преподавал в университете, был одним из священников, впереди него не один десяток тех, кто был на виду. Он вел скромную и достойную жизнь и ни на что не претендовал.

Но Промысл Божий его вывел — и Синод избирает его быть епископом. В этом тоже большая надежда.

Практика — лучший критерий. Жизнь должна показать оправданность тех действий, которые сегодня кого-то смущают.

— То есть в перспективе будет по архиерею на каждые сто приходов?

— Я давно говорил в наших кругах, что в принципе невозможно управлять епархией, в которой пятьсот приходов. Может быть, есть гении, но мы не можем быть гениями поголовно, наши человеческие возможности ограничены. Реально в епархии может быть сто приходов, тогда епископ будет за них отвечать.

А иначе я отвечаю за благочинных, которые приносят мне информацию, и иногда приезжаю на сельский приход, смотрю, как и что там делается.

В Ярославской епархии мне понадобилось несколько дней, чтобы объехать приходы только Пошехонского района, а у меня было почти 350 приходов, и я не то что раз в год — реально в лучшем случае раз в три года посещал некоторые сельские храмы.

— Как епископу стать узнаваемым своим народом и быть принятым людьми?

— Если епископ будет со своим народом, я вам обещаю, что через несколько лет его будут знать все. Невозможно прийти ни в какое общественное место, даже если я надену гражданскую одежду, чтобы меня не узнали — на вокзале, на рынке, в магазине, на улице.

Доступность архиерея не в том, чтобы он появлялся там, где люди гуляют, а в том, что он знает своих прихожан и общается с ними не только в кафедральном соборе, но и на приходах. Он знает, какие люди строят храм, кто в него ходит. Такие епископы есть, и их много. Они послужили хотя бы несколько лет в своих епархиях и знают все проблемы людей.

А для непосредственного пастырства и большей открытости существуют священники — для того им и делегированы некоторые полномочия. Ведь изначально в структуре христианской общины были епископы, потом появились дьяконы, чтобы епископы не отвлекались на житейские попечения. А уж потом, когда христиане умножились, епископы стали делегировать часть своего служения пресвитерам.

Вас же не удивляет, что в одних Афинах несколько архиереев. Так и в Москве — мало двоих-троих епископов на 12 миллионов жителей и существующее число приходов.

— Получится ли в России повторить опыт тех же Афин или, например, Сербской Церкви, где каждая епархия гораздо меньше, а прихожане очень тепло относятся к своим архиереям? Например, при визите митрополита Амфилохия на приход в Черногории атмосфера очень простая, никакой охраны, никакого выстраивания рядами… Понятно, что у сербов и менталитет другой…

— Во-первых, мы не воспроизводим чужое, у нас жизнь идет по-другому. Везде свой менталитет, и в Молдавии архиерея встречают иначе, чем в средней полосе. Северный русский народ гораздо более сдержан, чем южный, но это не значит, что на Севере архиерей не знает своих людей, а они не знают его.

— Когда епархии стали умножаться, стали звучать опасения, что если на одного губернатора будет несколько епископов, он скажет: «Вас много, я один, в очередь!» Вы обрисовали схему, когда епископ главного города в регионе становится «старшим» по общению со светской властью. Это институализировано, или в вашем случае есть намерения ходатайствовать о нуждах Каменской и Алапаевской епархии одновременно с Екатеринбургской, а в других случаях новым архиереям придется добираться до светских властей самим?

— Безусловно, с владыкой Серафимом и владыкой Иннокентием мы уже договорились, и действительно, будет действовать система, потому что епископу главного города легче решать такие задачи.

При этом, как правило, в епархии уже есть какие-то связи, наработанные линии взаимоотношений с властью, при переводе архиереев они не разрушаются. Кто-то с кем-то дружит, кто-то нет, но в целом мы передаем друг другу наработки.

Я пришел в епархию на место владыки Викентия, после меня тоже пришел человек, я ему рассказал о людях, с которыми можно работать, вести диалог. Точно так же сделал владыка Викентий. Нам ведь негде и нечего делить. Никакой губернатор сам по себе не решит наших проблем.

Если бы они могли это сделать, многие вещи уже бы шли по-другому. А епископы новых епархий призваны только войти в народную жизнь, чтобы люди вне мегаполисов не ощущали себя забытыми.

— В храмы у нас ходят в среднем 10% жителей России. Для них епископ может стать отцом. А важно ли для тех, кто пока в храм не ходят, что появляются новые епархии?

— Архиереями избираются не кто попало, а люди, с которыми связываются определенные надежды. Епископ, контактируя с большим количеством людей, может вовлечь очень многих в церковную жизнь. Отношение к Церкви при взгляде на епископа может меняться.

— На любом светском сайте статья на церковную тему с возможностью комментирования собирает сотни негативных откликов. Понятно, что доброжелательно настроенные люди просто не пишут, и тем не менее, можно ли рассчитывать, что увеличение числа архиереев будет сколько-нибудь благосклонно принято невоцерковленным обществом?

— Новые епархии создаются для того, чтобы вызвать положительные изменения в жизни самой Церкви, а уже потом — чтобы общество, которое нас окружает, на эти изменения реагировало.

А что до злобствующих по поводу церковных событий — обычно негативно отзываются нецерковные люди, они в любом случае будут недовольны, и кроме того, они «не в теме».

Духовенство — «толстых попов» — ругали и в начале ХХ века, а потом они единой стеной встали за веру и многие были замучены и расстреляны. Это были те люди, кого осуждало светское общество императорской России, и затем антирелигиозное общество Советской России.

Церковный человек всегда будет стоять за свое дело, не обращая внимания на злобствующих извне. У них свое, у нас свое. Наша задача в том, чтобы церковная жизнь расширялась, чтобы она была здоровой.

Например, я был в гостях у одного владыки, который прекрасно устроил свою епархию.

Я видел его телефонный справочник: там после имени священника было записано имя его матушки, имена старших детей, домашний телефон, все мобильные. Его знают все.

Архиерей должен видеть своего священника, чтобы вовремя указать ему на недостатки — и чтобы вовремя возвысить, поощрить, показать пример. И хороших образцов много, даже если мы им не всегда соответствуем.

— Проблема не в том, что архиерей не представляет своей паствы, а в том, что обычные люди не представляют, зачем нужен архиерей.

— Вы мыслите как житель большого города, где архиерей представляется одним из начальствующих.

А если вы приедете в любую сельскую епархию, где владыка хорошо знаком с жизнью маленьких городков, ваше впечатление изменится.

Ко мне люди приходили и просили: надо дорогу провести, газифицировать село… Какая им разница, что я не глава района: они этого главу видят по крайней мере не чаще, чем меня, хотя главы тоже ездят.

— И вы беретесь строить дороги и проводить газ?

— Нет, я информирую соответствующих людей, чтобы они подсуетились. Пара дорог и правда была так проведена, когда реки размывали трассы.

— А как относиться к таким проявлениям любви народа к архиерею, как письма в адрес Патриарха: «Оставьте нам владыку Викентия»?

— Любой священник и любой епископ должен приводить людей к Богу, а не к себе. При правильном воспитании человека может быть скорбь сердца — но люди утешатся, ведь дружеские отношения не имеют физического и временного измерения. Ты можешь любить своих друзей всю жизнь, даже если встречаешься с ними раз в году или раз в несколько лет.

В прошении вернуть архиерея есть некоторая болезненность — но это не значит, что владыка Викентий велел им писать эти письма. Это порыв людей, которые, может быть стремились таким образом выразить свою любовь к архипастырю, к которому они по-человечески привыкли.

Но мало ли где архиерей может оказаться — могут послать и на Камчатку, и в Японию.

Когда-то Ярославль очень любил владыку Тихона (Белавина), будущего Патриарха, и, конечно, с очень большой скорбью с ним расставался. Но на его место был назначен его друг владыка Агафангел. Их дружба не пострадала от того, что им поменяли кафедры.

И владыку Тихона любили в Ярославле, и владыку Агафангела на его Литовской кафедре, но никто не писал писем ни императору, ни в Святейший Правительствующий Синод, и они остались друзьями, а люди в  их епархиях остались им верны, сохранился их религиозный свет в душах людей. Очень важно, чтобы священника и епископа любили, но это свидетельствует не только о человеческих привязанностях, а о том, что человеческие привязанности не должны становиться выше религиозного чувства. Уверен, что и с владыкой Викентием у нас всегда будут сохраняться самые добрые отношения.

— Но вы чувствовали, что Вас как замену любимого архипастыря встречали с напряженностью?

— Конечно, напряженность была и сейчас ещё частично сохраняется. К человеку привыкли, и нам теперь предстоит привыкнуть друг к другу. Люди привыкли к системе управления, они воспринимали его душу, а теперь пришла новая метла, которая обязательно по-новому заметет и, может быть, кого-то и выметет.

— В отношениях с губернатором напряженность тоже возникала?

— Губернатор дружил с владыкой Викентием, я думаю, что эти отношения между ними сохранятся. Я ведь тоже дружил с ярославским губернатором, мне тоже жалко было расставаться с ним как с человеком.

Ничего страшного в этом нет. Чем больше мы ездим по миру, тем больше у нас друзей, тем больше может открыться душевной теплоты в отношении к миру и к людям.

Те, с кем ты дружил, остаются тебе близки навсегда.

— Насколько, например, канал «Союз» был связан с личностью владыки Викентия? Он будет работать по-прежнему?

— А куда же он денется? В Ташкент уедет? В Ташкенте будет корпункт телеканала, а других изменений не предвидится, просто мы не знаем, что будет завтра по жизни.

С первой встречи с сотрудниками канала мы договорились о том, что «Союз» не является телеканалом Екатеринбургской епархии, а является общероссийским, общецерковным достоянием, каналом Русской Православной Церкви.

Екатеринбургская епархия просто несет за него материальную и интеллектуальную ответственность, а доля ее присутствия на канале — одинаковая с другими епархиями. 

Источник: http://www.taday.ru/text/1203935.html

Обращение к митрополиту

Митрополит екатеринбургский и верхотурский кирилл. Пастырское четверолетие

Обращение к митрополиту –

10.07.2015
Обращение к митрополиту

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ КИРИЛЛУ, МИТРОПОЛИТУ ЕКАТЕРИНБУРГСКОМУ И

ВЕРХОТУРСКОМУ

Ваше Высокопреосвященство, уважаемый Владыко!

Приход Архиерейского подворья во имя святителя Саввы Сербского и храма святого Симеона Мироточивого, царя Сербского (г.Екатеринбург, микрорайон ЖБИ) существует с 2003 года.

Тогда мы совершали богослужения в классе Славянской школы, и с благословления архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия храму дано имя в честь просветителя сербского народа святителя Саввы Сербского.

Через год, 25 января 2004 года, в День памяти святителя Саввы Сербского, храм посетили архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и митрополит Черногорско – Приморский Амфилохий. В 2005 году, когда здание школы было передано под детский сад, для прихода началась новая «кочевая жизнь».

Литургии проходили в квартирах наших прихожан, потом в депутатском центре депутата Городской Думы Ковпака Л. И., через несколько месяцев – вновь на квартирах. Мытарства длились три года, но пережитое только сплотило нас, прихожан. Мы окрепли, церковная жизнь шла согласно Вашим словам, опубликованным на Официальном портале Екатеринбург.

РФ: «… с общины и начинается каждый храм: не епархия выдумает, где бы построить новую церковь, а собираются верующие люди и выступают с инициативой возведения храма в том или ином месте, участвуют в оформлении всех необходимых для этого документов и строительстве».

Вместе с иереем Олегом Вохмяниным, опять же по благословлению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия и митрополита Черногорско – Приморского Амфилохия, мы начали готовить документы для строительства храма на выделенной земле городом. Администрация г. Екатеринбурга подписала Генеральный план строительства каменного храма во имя святителя Саввы Сербского. Авторами проекта являются сербские архитекторы Предраг и Сава Ристичи.

5 декабря 2008 года мы начали строить деревянную церковь во имя святого Симеона Мироточивого, царя Сербского, и «с возрастанием стен возрастала и приходская жизнь, когда храм построен, церковная жизнь … стала совершенно естественным продолжением совместных трудов общины по устроению церкви».

Строим мы по возможности, – богатых людей у нас нет, – оттого и неспешно. Нас это обстоятельство не огорчало: успевал, хоть немножко, да поучаствовать каждый. Даже бабушки, по пять человек с каждой стороны, тянули веревками бревна наверх. Оттого и дружба у нас крепла, что узнавали каждого.

По отстранении от должности настоятеля отца Олега и назначении на эту должность иеромонаха Лавра Короткова, нам вскоре стало известно, что зачем-то заново разрабатывается документация.

Полгода назад мы увидели примерно такой же эскиз, как Вы видите выше, и обнаружили, что на нем не было деревянной нашей церкви в честь святого Симеона Мироточивого. Не было и имени святителя Саввы Сербского, а точнее, оно было вымазано черным маркером. Не было и помещений для жизни прихода и занятий с детьми.

А ведь у нас много планов по организации общинной жизни и воспитанию детей. Иеромонах Лавр пообещал нам, что наш деревянный храм не снесут: «ведь это же народный храм, его никто не тронет!» – так отвечал он на наши беспокойные вопросы. И вот после его ухода мы обнаруживаем новый эскиз, который здесь и представлен.

Ничего не изменилось!! Увеличилось только помещение для причта. Получается что нам обманули. Прошел год. Документация стоит. А наш Генплан подписан городом, актуален и сейчас. Единственный в России храм во имя прп. Симеона мироточивого, царя Сербского – на этом генплане есть. Единственный в России храм во имя свт.

Саввы Сербского – на этом генплане есть. Возможность воплощения общинных интересов для организации приходской жизни – на этом генплане также есть. Мы искали и нашли бюджетные решения в отношении будущего строительства, которые также дают возможность энергоэффективной и независимой от городских сетей эксплуатации храмового комплекса.

Добиться у городских властей разрешения на воплощение этих идей потребовало больших усилий. С Божией помощью разрешение было получено. Но на новых эскизах нет и этого. Но больше всего нас огорчает, что никто нас ни о чем не спрашивал, как будто, приходской общины нет. А ведь старая русская пословица гласит: «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах».

Как же так, Владыко? И, всё же, наш приход живет мыслями о строительстве храма во имя святителя Саввы Сербского. Прихожане Архиерейского подворья во имя свт. Саввы Сербского и храма святого Симеона Мироточивого, царя Сербского,

г.Екатеринбург, микрорайон ЖБИ.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Источник: http://savva.orthodoxy.ru/pismo.htm

Консультант Кузнецов
Добавить комментарий